123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Творчество наших студентов | Отчеты | Генеалогическая классификация языков | Классификация языков в Рунете




Заключение

Сравнительный анализ результатов исследования позволяет констатировать существование определенных закономерностей в формировании и развитии эротических обычаев и обрядов, общих и специфических черт этого важного компонента традиционной духовной культуры. При всей вариабельности традиционных обычаев и обрядов, им присуща типологическая общность.

Однажды известный этнолог М. Элиаде заметил: «... на определенном уровне развития культуры весь мир, мир природный, так же как и мир предметов и вещей, изготовленных человеком, оказывается сексуализированным».

Вероятно, уже в верхнем палеолите сложились элементы первоначальной религии и связанные с ней ранние виды фантастических представлений: тотемизм, анимизм, магия. Изменения в хозяйственной жизни привели к изменению в идеологии. Первобытное общество стало больше верить в силу магических действий. Дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и охранительниц домашнего очага.

Ключевое значение в развитии эротической обрядности имеет фаллический культ. Суть фаллического культа заключается в обоготворении органов оплодотворения или символических изображений этих органов и в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека. Обязательным элементом культа является  поклонение этим божествам. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название. Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых разных народов, его элементы присутствовали во всех странах. От человека и животных такие представления о природе фаллических органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания фаллических божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных.

Для традиционной культуры характерно не разделение, а, напротив, синкретическое слияние обыденного и сакрального, при определенной ситуации позиции «утилитарное -символическое и обыденное - сакральное мгновенно меняются местами» Представители древних и традиционных., в условиях которого и обществ различают, но не разделяют две эти стороны жизни, которые для них не более чем две формы реальности, с которыми необходимо мириться и уживаться как  с неизбежностью.

В европейских народных культурах фаллические понятия сохранили еще больше позиций: в средние века в Европе в период от Пасхи до праздника Вознесения христиане ознаменовывали приход весны плясками вокруг майского дерева и других фаллических символов.

Значительное место в эротической обрядности занимает любовная магия. Ее приемы достаточно однообразны и в большинстве случаев очень не сложны всюду, начиная от человека архаического общества и заканчивая современным. Привораживания и отвораживания, присушки и отсушки, приворотные зелья и заговоры – весь этот нехитрый инвентарь средств эротических обрядов существовал у всех народов. Поразительна устойчивость веры в силу любовной магии до наших дней. Сегодня можно увидеть огромное количество рекламных объявлений, обещающих «приворот» и «отворот», мир в семье, любовь. Можно сказать, что любовная магия стала достаточно прибыльным бизнесом.

Эротические обряды и обычаи подверглись значительной трансформации. Главной причиной этого послужило распространение христианства почти во всех странах Европы в течение  IV-X веков. Это был крутой поворот в жизни народов. Христианская церковь объявила войну старым языческим традициям. В странах Европы местные божества либо слились с христианскими святыми, либо были вытеснены ими. Все же из-под церковно-христианских наслоений местами и сейчас выглядывают расплывчатые фигуры древних богов и богинь, хотя и под чужими именами.

Не будучи в силах, несмотря на все усилия, искоренить до конца старые ритуалы и верования, церковь шла на компромисс: старинные обряды, праздники были допущены, но  приурочены к датам церковного календаря, к дням памяти святых. А самые важные из языческих праздников были привязаны к важнейшим датам церковного года. Так постепенно, веками, переплетались и сливались местные древние традиции с церковным богослужебным каноном. Такое слияние, правда, не представляло особых трудностей потому, что само христианское вероучение и христианский культ еще раньше, до своего распространения по европейским странам, уже впитали в себя очень многое из древних аграрных и аграрно-солярных культов. Взаимное приспособление, синкретизм старых и новых верований – отличительная черта всей обрядности, и эротическая не является исключением.

В ходе изучения эротических обрядов и обычаев отмечена отчетливая, порою очень яркая самобытность ритуальных актов отдельных европейских народов в их словесном сопровождении, атрибутах, особенностях переплетения с рациональными действиями, с церковными и гражданскими церемониями и т.п. Причем самобытность эта связана с неодинаковыми природными, общественно-политическими условиями жизни различных региональных групп населения европейских стран. Традиционные формы поведения складывались веками, часть из них сохранила устойчивость и даже определенный консерватизм. Однако социально-экономические и культурные изменения в процессе исторического развития европейских стран проходили неравномерно, что не могло не сказаться на эволюции эротической обрядности.

Во многих странах Европы в середине XIX – начале XX веков индустриализация привела к изменению социального состава населения и его образовательного уровня, к урбанизации быта. Политические, экономические, социальные и культурные преобразования отразились на глубинной сущности обычаев. Существовала жесткая зависимость обрядовой жизни общества от его материально - духовного уклада. Можно восхищаться красотой ритуала и искренностью его участников, сожалеть о канувших в прошлое обрядах, можно пытаться возродить какие-то элементы традиционной культуры, но нелишне помнить, что соответствовавший этой культуре образ жизни включал, наряду с привлекательными и такие обычаи, которые вряд ли бы устроили современного человека.

Одним из важнейших результатов анализа материалов по эротической обрядности народов Европы стал вывод о том, что на совокупности факторов, определивших своеобразие конкретных вариантов обрядности, мало сказывается роль этнического фактора. Пространственное размещение культурных элементов, крайне редко совпадает с этническими границами тех или иных народов зарубежной Европы, за исключением тех случаев, когда эти границы являются одновременно устоявшимися природными, социально-экономическими или политическими рубежами. Так, например, не выделяется типологически эротическая обрядность славянских народов, этнокультурное своеобразие которых привычно декларируется.

При всей пестроте общей картины и кажущейся неповторимости конкретных ситуаций нельзя не видеть очевидное культурное сходство интересующих нас обрядов и обычаев в рамках рассматриваемого региона в целом. Изучение эротических обычаев в календарной и семейной обрядности еще раз подтверждает идею о том, что Европа – это единая историко-этнографическая провинция, сформировавшаяся на основе общности социально-экономического развития населяющих ее народов и их длительных контактов. Различия в конкретных формах обычаев и обрядов у отдельных народов зарубежной Европы, объясняются неодинаковыми природными, хозяйственными, политическими условиями развития разных стран. Многие специфические формы ритуалов сложились и под влияниями религий, постепенно вытеснявших магические обряды, что привело к формированию сложных синкретических систем, отличающихся многообразием.

В заключение следует сказать, что разделение полов есть явление биологическое. И в истории человечества оно играло и продолжает играть очень сложную и разнообразную, целом  весьма существенную роль. Помимо собственно брачно-половых отношений, различных форм «бытовых» взаимоотношений полов - разделения труда в хозяйственной деятельности, бытовая сегрегация полов в семье и в обществе - накладывают свой отпечаток на все стороны человеческой жизнедеятельности.

Корни эротической обрядности заключаются в самом факте половых различий между людьми и в тех формах социальной жизни (брак, семья), в которых существовало это по сути биологическое половое разделение. Этот вполне реальный корень эротических обрядов и поверий отчетливо виден и во всех разновидностях обрядов, рассмотренных в дипломной работе.

Повсеместно наблюдается явление, пожалуй, наиболее характерное для современного состояния традиций, связанных с ними обычаев и обрядов: постепенное выветривание их прежнего содержания, некогда вполне серьезного, и даже жизненно важного. Превращение этих обычаев и обрядов в чисто увеселительные действа, молодежные развлечения. Старый магический смысл обрядов и лежащие в основе их хозяйственные мотивы забываются, лучше сказать, давно забыты. Забываются и наслоившиеся на них позднее культовые, в частности христианские представления; от них остается по большей части лишь прикрепление праздника к какому-то дню церковного календаря. Превращение прежних аграрных, магических, религиозных, церковных обрядов в народные развлечения – самая характерная черта традиционных эротических обрядов в наши дни.

© С.Ю. Жадан, 2006 г.

К Главе 3 >>>

На содержание >>>

К странице "Творчество наших студентов" >>>

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024