123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)


М.Л. Бережнова

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА "ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА"

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Народное художественное творчество" включает как учебную дисциплину курс "История русского костюма". В Омском государственном университете эту дисциплину изучают студенты 4 курса факультета культуры и искусств. Учебный план предусматривает 28-часовой лекционный курс.

Курс имеет практическую направленность. Основной его целью является не только изучение истории русского костюма, но и формирование у будущих руководителей фольклорных коллективов некоторых практических навыков: умение определять образ и стиль сценического костюма своего коллектива, решать проблемы создания цельного образа исполнителей, в том числе за счет использования различных вариантов народного костюма. Кроме того, на лекциях студенты знакомятся с некоторыми приемами проектирования костюма для сцены, узнают возможности и пределы стилизации костюма в современных условиях. Важной составной частью курса является ознакомление студентов с методикой сбора материалов по народному костюма и использованию полученных сведений в практике проектирования костюма. Предполагается, что знакомство с историей русского костюма позволит студентам в профессиональной деятельности создавать цельный образ коллектива, в котором гармонично будут сочетаться  внешний вид исполнителей и их репертуар.

Тематически курс состоит из трех блоков. Первый из них посвящен истории костюма русских европейской России. В рамках этих же лекций студенты знакомятся с базовыми для курса понятиями, такими как комплекс одежды, костюм, стиль и другие. В основном на примере костюма русских Европейской России рассматривается традиционный костюм в двух его основных вариантах: северорусском и южнорусском. Объяснение самого факта выделения двух костюмных комплексов позволяет кратко рассмотреть некоторые узловые вопросы этнографии русских, таких как этнографические группы и историко-культурные зоны России, особенности материальной и духовной культуры на русском севере и юге и т.п.

Второй блок лекций посвящен костюму русских сибиряков, однако предварительно студентам сообщаются некоторые сведения о группах русских Сибири, их расселению и особенностям происхождения. В большей мере на сибирских материалах рассматривается поздний, так называемый "городской" костюм, который сменил традиционный комплекс в Сибири относительно рано, еще в середине - последней трети XIX века. Здесь же рассматривается вопрос о том, из каких источников нам известен русский сибирский костюм (музейные собрания коллекций одежды, старые фотографии и рисунки, рассказы сибиряков, опубликованные в научной и мемуарной литературе описания одежды и т.д.). Студенты знакомятся также с методикой опроса сибирских старожилов и способами фиксации этих рассказов.

Завершают курс лекции по сценическому костюму. Здесь рассматриваются возможные варианты выбора костюма для фольклорного коллектива и предлагается следующая типология сценических костюмов: костюм-реконструкция, костюм-обощение, костюм-стилизация. Основным критерием при выборе костюмов является творческая направленность коллектива.

Ряд ансамблей и отдельных исполнителей придерживается так называемого "этнографического" направления. Задачей его является сохранение и передача духовного и художественного опыта народа и удовлетворение практических и бытовых потребностей народной жизни. Народная песня является здесь элементом целостной системы представлений, включающих в себя мировоззрение народа, принципы его материальной и духовной культуры, она неотделима от народного костюма, хореографии, словесности и т.п. В соответствии с этим участники этнографических коллективов стремятся пользоваться подлинными народными костюмами или их полными копиями. Обычно используют костюм той же деревни, где и записывали песни. Практический опыт показывает, что этнографические коллективы часто создаются и работают в сельской местности и исполняют песен только своей деревни. Не все этнографические коллективы могут использовать подлинные костюмы или отдельные вещи. В таком случае встает проблема реконструкции подлинного костюма.

Фольклорные ансамбли преследуют задачи внедрения элементов традиционной народной культуры в современный быт и пропаганду народной культуры как художественного явления. Такие ансамбли участвуют в проведении праздников, выступают с концертами. По исполняемому материалу и манере пения различают этнографические фольклорные ансамбли и ансамбли народной песни.

Для этнографических фольклорных ансамблей характерно исполнение народных песен в их первичных формах, с учетом песенной манеры тех мест, где песни записывались. Обычно исполняемый репертуар бывает неоднороден: песни казачьи, крестьян-старожилов и переселенцев. Исходя из этого, фольклорным ансамблям необходим костюм-"обобщение", созданный на подлинной этнографической основе, но не связанный с каким-либо определенным локальным типом традиционного русского костюма. С этнографической точки зрения, прежде всего следует сохранить наиболее общие черты традиционного кроя, что определит и силуэт костюма. Большое значение для создания образа в традиционном костюме имеет выбор ткани. Следует избегать эклектичности отделки, четко определив, какая традиция будет основой костюма.

Часто руководители коллективов, стремясь разнообразить видовой ряд, предлагают участникам представления костюмы разных групп русского населения не только Сибири, но и европейской части России. Между тем, выбор исполняемых произведений редко оправдывает это решение. Разнообразить внешний вид исполнителей можно, представив, например, детские, девичьи, женские костюмы, выдержанные в одной традиции.

Ансамбли народной песни иисполняют обычно адаптации и обработки, авторские песни. Как правило, их репертуар собран в самых разных разных областях европейской части России. Манера пения может быть охарактеризована как общерусская. В соответствии с этим ансамблям народной песни подошел бы костюм-стилизация. Под ним можно понимать вариант сценического костюма, достаточно далекий от народной основы, но имеющий ряд характерных русских черт. При его моделировании не стоит брать за основу сибирский костюм, следовало бы отказаться и от полного повторения традиционного кроя, используя более современный силуэт, вводя в костюм пройму, пышный рукав, широкую юбку. Именно такой костюм пользуется большой популярностью у ансамблей народной песни и сейчас. Нельзя игнорировать также желание руководителей и участников сделать декор костюма более ярким, зрелищным, тем более что оно вполне оправданно с точки зрения законов сценического восприятия. Эти же законы определяют и направления стилизации сценического костюма: укрупнение декоративных деталей, придание им большей яркости, но при условии сохранения цветовой гаммы и основных правил отделки традиционного костюма. Другим направлением стилизации может быть введение в сценический костюм головных уборов, фартуков, подбор украшений в соответствии с той традицией, на которую ориентирован костюм. При этом лучше использовать усредненные, наиболее распространенные типы этих деталей костюма.
Несмотря на лекционный характер курса, студенты получают несколько практических заданий для самостоятельной работы. Как правило, все они имеют опыт участия в фольклорных коллективах, некоторые уже сами руководят коллективами. Поэтому первым заданием является описание костюма, который используется для выступлений, и его анализ. Обычно студенты, получившие специальную подготовку в области народного костюма, сами замечают погрешности в выборе костюмов, их проектировании и декоре и могут предложить пути исправления недостатков.

Выполняя второе задание, студенты должны предложить идею сценического костюма для себя, а также объяснить свой выбор, исходя их исполняемого репертуара, возможности разнообразить костюм за счет использования разнообразных деталей и аксессуаров и т.п.

В настоящее время для использования на лекциях созданы несколько компьютерных презентаций в программе Microsoft PowerPoint для показа традиционного русского костюма. В эти презентации включены как материалы, скопированные из альбомов по народному костюму, публиковавшиеся в СССР еще в 1980-е гг., так и материалы, собранные в ходе полевых исследований омских этнографов (старые фотографии, снимки вещей, хранящиеся в семьях русских старожилов Сибири и т.п.), а также фотографии предметов из музейных коллекций Сибири.

Таким образом, основной идеей курса "История русского костюма" является включение материалов по одежде в широкий культурологический и этнографический контекст, а также практическая направленность получаемых студентами знаний, что обеспечивает разностороннее развитие будущих специалистов в области народного художественного творчества.

© М.Л. Бережнова, 2005

Впервые опубликовано: Бережнова М.Л. Из опыта преподавания курса "История русского костюма" // Культурологические исследования в Сибири [Омск]. – Омск: ООО "Издатель-Полиграфист", 2003. – № 1 (9). – С. 116–126.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2018