|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Творчество наших студентов | Отчеты | Генеалогическая классификация языков | Классификация языков в Рунете Глава 2. Особенности образа кошек в сказках народов мира § 1. Кошка в сказках русского народа Кот в фольклоре русских фигурирует довольно часто[1] . В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. К примеру, возьмем цикл сказок "Кот, петух и лиса"[2], которые у А.Н. Афанасьева иду под номерами 37, 38 и 39. Сказки эти очень похожи, да по суть почти одинаковы. В них лишь сменяются некоторые герои. Рассмотрим № 37. У старика жил петух и кот. Кот в поле еду старику носил, а петух дом его сторожил. Когда лиса узнала, что петух один дома бывает, стала он к нему ходить. Первые две попытки украсть петуха сорвались: петух так кричал, что кот еще в поле слышал его и приходил петуху на помощь. Но в третий раз не услышал его кот, поэтому лиса петуха в конце сказки съедает. В № 38 все немного иначе. Здесь уже нет старика, но зато появился баран. У кота и барана был петух. Лиса также похищала его, но кот спасал петуха дважды. В третий раз удалось петуха лисе украсть, но съесть она его не успела. Баран и кот опять спасают друга. Таким образом, эта сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает зло. Сказка под №39 больше похожа на № 37. По сюжету, петух живет только с котом. Лиса петуха дважды похищала, пока кот
в лесу был. Но кот его отважно спасал, а в третий раз кот не услышал вопли
петуха, и сказка опять заканчивается трагически - петух оказывается в желудке у
лисы. Всем известен и следующий цикл сказок. Это "Кот и лиса"[3]. В сказке № 40 у мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи. В сказке № 41 сюжет немного иной. Кот жил у старика со старухой. Кот заботился о них, кормил их. А когда он стар стал, старик унес кота в лес. Когда лиса с котом познакомилась, то она нарекла его Котай Ивановичем, после чего она замуж за него вышла. Сказка № 42 тоже отлична от предыдущей. В лесах дремучих жил "могучий кот, сильный кот". Цветом он был бурый, "шерсть на нем - дыбом, а хвост по земле волочится". Звери кота приглашают на пир, и все заканчивается как в № 40. В сказке № 43 лиса выходит замуж за кота (Котонайло Ивановича), и все тоже заканчивается № 40. Подводя итог циклу "Кот и лиса", можно отметить общие черты. Во-первых, везде звери боятся кота. Во-вторых, лиса выходит за него замуж. И, в-третьих, у кота всегда есть имя, причем с отчеством. Об особенности давать коту отчество, было сказано выше (см. главу 1, § 2). Карло Коллоди тоже пишет о союзе кота и лисы. Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие. Может именно поэтому народная традиция соединяет их вместе. Если рассматривать цикл сказок "Напуганные медведь и волки"[4], то в нем мы тоже увидим много схожего с предыдущим циклом. В сказке № 44 кот жил у старика со старухой, часто проказил. А когда старуха заметила, то решила его убить. Кот, узнав, что замышляет хозяйка, решил бежать. Но не просто удрать, а прихватить с собой барана. Он обманом уговаривает друга бежать. Попав в лес, они увидели у костра волков. Хитростью кот их прогнал, съел их добычу (при этом он снова мурлычет, говоря как - будто "мало"). Волки побоялись вернуться обратно. Сказка схоже этим моментом с № 40. В сказке № 45 козел и баран встречают серого кота Ваську. Бабка его из дому прогнала за то, что он сметану слизал. В остальном сказка такая же, как и предыдущая. В этих сюжетах схож образ кота-вояки, способного напугать таких лютых зверей, как медведь и волки. В сказке "Медведь, собака и кошка"[5], кошка
играет второстепенную роль. В этой сказке кошка уже старая и неуклюжая. Причем собака помогала ей выжить до самой своей смерти. "Кочеток, заяц да котик"[6] - сказка, известная многим. Была у лисы изба ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла лиса, выгнала зайца из дому. На помощь к нему только петух (кочет) пришел. Выгнали они лису. Котик с ними стал жить. Зимовал он под печкой - мышей ловил. Когда кочетка лиса схватила, тот закричал: "Котинька - мотинька, меня лиса тащит за крутые горы, за теплые воды, Котинька, заступись! Мотинька, помоги". Котик из-под печки вылетел, да вдогонку за ним. Шаркнул лису лапой, она и покатилась. Эта сказка похожа на цикл "Кот, петух и лиса". Здесь кот опять выступает защитником петуха. "О Ваське - Муське"[7] - русская сказка, записанная от Н.А. Ремезова, д. Алексеево, Пудожского района Карельской АССР, в 1939 году. Жил помещик, у которого был кот. Звали его Васька - Муська. Кот работал хорошо - в хлебных лабазах (помещение для торговли зерном, мукой, и для их же хранения) ловил крыс мышей. Он мог нести во рту до фунта весом гостинец. Двадцать лет он жил у помещика. Когда кот состарился, у него выпали усы, зубы, глаза стали худые. Помещик его за это и выгнал. А Васька решил помереть возле лабаза, да и помер (он притворялся). Мыши его решили похоронить, вырыли ему яму. А он очнулся, и всех мышей переловил. У него в лабазе были еще полторы сотни лопат да музыка. Он стал лопаты продавать, да на вырученные деньги жить. Да в музыку играть стал. Жил после этого он еще лучше, чем у помещика. В этой сказке кот показан очень хитрым, несмотря на то, что он старый. К тому же он предприимчивый. Об образе кота-баюна в русских сказках упоминалось выше. Существуют сказки об Иване Кошкином Сыне, из этой сказки следует, что царица, съев рыбу, забеременела. Кошка, тоже отведав этой рыбы, забеременела. Они родили сыновей (причем Иван - Кошкин сын - был человеком, причем могучим). Есть и сюжеты, где царице, чтобы забеременеть, надо было съесть кошачьего мяса. Следует сделать вывод, что во всех просмотренных русских сказках кот показан ловким, хитрым. В ряде сказок он - вояка, приходит на помощь друзьям. Он любит погреться на печке и полакомится сметанкой или свежей мышкой. Может устроит "побоище", а может смириться со смертью. Особенности сказок непременно зависят от особенностей людей того или иного района. Ведь, несмотря на то, что народ один - русский, люди все равно разные. § 2. Кошка в сказках украинского народа Украинские сказки, изложенные ниже, собирались в 1974 году. Так как Украина в силу географического положения приближена к России, следовательно, между этими странами осуществлялись и культурные контакты. Поэтому многие народные образы Украины схожи с народными образами России. Сказка "Почему ссорятся собака с кошкой и почему кошка ловит мышей"[8] была записана М. Глеба в селе Мартынка, Иршавского района. Содержание сказки таково: встретились как - то кот и пес. Пес решил поинтересоваться, куда это кот собирается. А кот и говорит: "Надоело мне служить. Работаешь много, а пища совсем никудышная"[9] . Пес с ним согласился, и решили они найти такого хозяина, с которым договор можно будет заключить. Вскоре они нашли такого желающего. А раз кот стерег хозяйское добро в хате, то пес доверил ему и договор. Надоело коту с ним ходить, вот и решил он его спрятать. Засунул его в щель, кто его там искать будет? А когда хозяин в чем-то обошел пса, тот побежал к коту. Кот полез за договором, а его мыши и съели! "Тогда пес вцепился в кота, и между ними началась драка". С тех пор коты и кошки поклялись мышь истреблять, т. к. те поссорили кота с псом. Кот в этой сказке "недалекий", мстительный. Но в начале он, все-таки, дружил с собакой. Сказка "Про кошку и собаку"[10] была записана П. Линтуром в селе Горинчево, Хустского района от И. Дилинка. У старика со старухой был сын, который вместо хлеба купил кошку и пса. Вскоре родители умерли, и Василь (сын) остался один. На охоте он спас жизнь змее, и та дала ему волшебную шкатулку, которая исполняла все его желания. Вскоре Василь получил царскую дочку и дворец. Но жена Василя обменяла шкатулку у любовника на зеркало. Любовник пожелал перенести дворец и принцессу за море. За то, что Василь не уберег жену, царь посадил его в темницу. Кошка ловила голубей и воровала колбасу для собаки и Василя (она носила еду ему в тюрьму). Натаскав пищи Василю на несколько недель вперед, кошка решила с собакой достать шкатулку. Дойдя до моря, кошка вспрыгнула собаке на спину, затем она же украла шкатулку у нового ее хозяина, и вернулась к воде. Решили, что собака будет держать шкатулку в зубах, пока они будут переплывать море. Но собака не удержала ее, так как захлебнулась, и шкатулка упала в воду. Кошка прогнала собаку, когда они прибыли на берег. На берегу рыбаки ловили рыбу, увидев кошку, они дали ей рыбину. Кошка забрала ее, а когда начала есть, то обнаружила там заветную шкатулку. Кошка сразу же побежала к Василю и вернула ему сокровище. Василь простил жену и возвратил свой дом. Кошка в сказке показана всеобщим спасителем. Именно она кормила Василя, когда
тот был в тюрьме. Она же не дала собаке умереть с голоду. Она же украла
шкатулку у нового хозяина, и вернула ее Василю. Это ярко выраженный
положительный герой. § 3. Кошка в сказках народов Испании "Кот, собака и волки"[11]. Кот украл у хозяйки свиные колбасы, и священник на исповеди сказал ему, что Бог простит его, если он пойдет замаливать свой грех в Рим. В это время в этом же городе собака украла хлеб у хозяйки. Священник на исповеди сказал ей то же самое. Когда собака и кот встретились, то, проходя мимо пустыря, увидели вдалеке огонь. Решили они переночевать, и подошли поближе. А там семь волков у костра сидит. Тогда кот начал громко мяукать, а собака залаяла. Волки испугались и убежали, а собака и кот залезли на дерево. Когда волки увидели, что у костра никого нет, решили вернуться. В это время кто говорит собаке: "Послушай, подруга, я, кажется, объелся, и часть того, что я съел, сейчас выскочит из меня обратно!" "Потерпи немножко! - стала уговаривать его собака. - Ведь волки сидят внизу и ужинают". Кот подождал немножко и сказал "Нет, я уже не могу терпеть! Сил моих больше нет!" И все лишнее с шумом вылетело у него спереди и сзади и упало волкам на головы"[12] . Волки испугались и убежали, а кот спрыгнул с дерева и начал умываться. Ну а собака, у которой затекли ноги, стала скрести ими по дереву. Волки решили, что один читает заклинание против волков, а другой роет им яму, чтобы закопать то, что от них останется, и они решили убежать. Кот и собака переночевали у костра, дошли до Рима, Бог простил им грехи, и они вернулись домой. В этой немного комичной сказке кот выручает собаку, и как бы это смешно не было, именно благодаря несварению желудка. Это лишний раз подтверждает чрезмерное обжорство кота. "Старый петух и его друзья"[13] - сказка, по своему сюжету очень напоминающая немецкую сказку "Бременские музыканты". В этой сказке петух состарился, и ему за это хотели отрубить голову, но он сбежал. В лесу он встретил осла, собаку и быка, с которыми случилось то же самое. "Дорога поднималась все выше и выше в гору, и вот они увидели впереди карабкавшегося по склону облезлого и тощего черного кота. Он жалобно мяукал, и по всему было видно, что ему очень хочется есть"[14] . У него узнали, что он украл у хозяйки большой кусок мяса, после чего его избили, и он убежал в лес. Ему он предложили идти с компанией петуха, и он согласился. Вскоре друзья встретили ящерицу. Кот вспомнил, что она однажды помогла найти ему мышь, и ящерица пошла с ними. По пути они увидели дом, где жили разбойники. В итоге всех своих действий звери заняли дом разбойников (те в свою очередь убежали). Ну а наш приятель кот разместился у печки (остальные животные тоже заняли разные места). Когда разбойники хотели вернуться, звери их так напугали, что те и носу своего в этот дом после такого не совали. А петух и его друзья остались в этом доме жить. В этой сказке кот сначала изображен жалким и беспомощным, но в сцене "выселения" разбойников из дому он повел себя как настоящий храбрец. К тому же, он не забывает и добрые дела (когда вспомнил про ящерицу, которая помогла ему поймать мышь). Таким образом, в этих двух сказках кот изображен все-таки положительным героем, ведь он помогает своим друзьям в трудную минуту.
В английских и шотландских сказках кошка часто исполняет роль помощника.
Например, в сказке "Как Джек ходил счастья искать"[15]
кот в компании с другими животными помогает герою спастись от разбойников, пугая
их своими криками. Интересно, что эта сказка по сюжетной конструкции похожа на
предыдущую испанскую сказку и на немецкую сказку "Бременские музыканты". Это
можно объяснить только тесными культурными контактами европейских
народов. В английских сказках кошка часто является обычным животным, не совершает никаких человеческих поступков, не говорит по-человечески и т.п. Отметим сказку "Уиттингтон и его кошка". Герой отдает свою кошку на корабль, плывущий в Африку. Там она расправляется с угрожающими людям мышами, и ее продают царю как необыкновенное и полезное существо. Но иногда в сказке кошка-животное ведет себя неожиданным образом. Например, в сказке "Кошачий король" хозяева всю жизнь считали своего черного кота самым обычным животным. Но однажды уже состарившийся кот узнает из рассказа хозяина о странных кошачьих похоронах в лесу. Тогда кот вдруг убегает, произнеся фразу: "О небо! Значит, старый Питер преставился и теперь я - кошачий король". А в сказке "Господин всех господ" кошку считают похожей на "усатую обезьянку". В сказке "Черный вор"[16] главный герой рассказывает
различные истории. Среди них имеются и та, что про кошек. Его история про
тринадцать заколдованных котов. Черный кот - постоянный атрибут колдуна. Такой персонаж, например, появляется в сказке "Питер - простачок"[18]. Глупый герой считает черного кота, свернувшегося перед дверью мудрой старухи, "хорошей приметой". Хотя всем, включая читателя, заведомо известно обратное. Сравнивая английские сказки о кошке и с такими же сказками других народов мира, можно увидеть в них и сходство, и различия. Например, некоторые русские сказки или определенные сюжетные мотивы (черный кот у Бабы-яги или ведьмы) имеют соответствия в английской и шотландской культуре. Однако кошка - личный демон - присутствует в русской культуре только в сказках, в то время как в Англии и Шотландии такой образ очень распространен и за пределами фольклора. Во многих культурах кошка играет роль помощника, но вместе с этим ее образ невероятно разнообразен. В английских и шотландских сказках, так же как и в других, нет ни одного случая, когда кошка была бы исключительно отрицательным персонажем. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме), красть что-либо у хозяев, врать, но она все равно будет помогать человеку или совершать другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами. Практически во всех традициях кошка свободолюбива. Она может быть предана хозяину, а может и предать его за плохое с ней обращение или отсутствие внимания. Кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу и т.п. § 5. Образ кошки в чешской сказке "Почему собака рычит на кошку, а кошка губит мышей"[19]. Эта сказка практически идентична украинской сказке "Почему ссорятся собака с кошкой, и почему кошка ловит мышей". Только здесь не одной собаке дали грамоту, а всем собакам. Не мышь выкрала пергамент, а кошка. Мыши же решили съесть его. Когда собаки на сходке решили показать грамоту вожаку, то выяснилось, что кошки ее украли, а мыши съели. Такую схожесть сюжетов можно объяснить тесными культурными контактами чешского и украинского народов. Кошки здесь тоже коварные, да еще и воровки § 6. Образ кошки в болгарской сказке В Болгарских сказках образ кота встречается не часто. Мною была обнаружена
только одна сказка. И то, в ней встречается не взрослый кот, а маленький
котенок. § 7. Образ кошки в ингушских и чеченских сказках В сказках этих народов нет кошки как главного героя. Она упоминается лишь мимоходом. Есть кошка в сказке "Мышки - подружки"[21], "Ласточка"[22], "Блошка и вошка"[23] . Во первой сказке кошка, появившись случайно, съедает мышь, в двух других кот изображен ленивым любителем понежиться на солнышке. Он начинает действовать только тогда, когда что-то может помешать его покою. § 8. Образ кошки в сказке адыгских народов Сказки адыгских народов похожи на их соседей - на сказки чеченцев и ингушей. Тем не менее, отличия, конечно же, есть. В сказке "Старый кот и мыши"[24] главным героем является кот. Он был настолько стар, что у него выпали все зубы, и он уже плохо видел. Мыши же очень докучали ему, лазали практически у него перед носом. Решил он им отомстить, хитростью заманил их в мешок и передавил всех разом. Кот, несмотря на свою старость, хитрость справился со всеми мышами. Удивительно то, что мыши всегда верят словам кота, настолько он их "завораживает". § 9. Образ кошки в казахской сказке О казахской сказке было уже немало сказано (см. Введение). Образ кошки встречается и в казахском фольклоре. В сказке "Макта и кошка"[25] кошка является основным действующим лицом. Когда девочка Макта нашла изюминку, она хотела поделиться ей с кошкой. Но кошка долго не отзывалась на крик девочки, и та сама ее съела. Когда кошка пришла, Макта не сказала ей, что она хотела. Тогда кошка пролила катык (молоко) девочки, а та отрезала у кошки хвост. Девочка в обмен на хвост попросила кошку наполнить миску катыком. Кошка смогла это сделать, лишь когда "прижала мышь за горло", т. е. воспользовалась своей "властью" над мышкой. Кошка в казахской сказке достаточно свободолюбивое животное, ведь она не приходит к девочке по первому зову. Но кошка и может добиться того, чего хочет. § 10. Образ кошки в арабской сказке В арабской сказке "Кошка и мышь"[26] кошка показана глупой, ее можно "обвести вокруг пальца", причем это под силу даже мыши. Кошка и мышь сначала были друзьями, кошка питалась только птицами. Когда мышь и кошка решили перебраться на лодке на другой берег, мышь прогрызла дырку в лодке. Кошка разгневалась (она же боится воды) и хотела съесть мышь прямо в лодке. Мышь предложила кошке подождать, пока они приплывут на берег. Так и сделали, но мышь успела улизнуть в норку. Вот почему кошка разучилась спать глубоким сном, по ночам прислушивается, не скребет ли мышь, часами стережет ее у норки. Как видно из этой сказки, кошку легко привести в ярость, причем последствия этого не всегда известны. § 11. Образ кошки в монгольской сказке Монгольская сказка "Собака, кошка и мышь"[27] по
сюжету очень похожа на украинскую и чешскую сказки. В этой сказке псу человек
пожаловал грамоту, и собака стала первым другом человека. Рассердилась кошка и
"почернела от зависти". "Не найти мне покоя, пока собака владеет золотой
грамотой. Ведь она будет пуще прежнего стеречь хозяйское добро. Нам от
него и крошечки не перепадет". После этих лов кошка приказала мыши украсть
грамоту. Собака узнала об этом и кинулась на мышь, та сказала "кошка заставила".
А кошка прыгнула на дерево, тем и спаслась. § 12. Образ кота в бирманской сказке В бирманской сказке "Мудрейший из котов"[28] главным героем является белый кот. Он жил у старика со старухой, у которых не было детей. Когда старик заметил, что кот ест еду из горшка, он кинул в кота камень, а попал в горшок. Венчик от горшка остался у кота на шее. Кот с испугу убежал в лес, где встретил сначала петуха с курицей. Они подивились на странного кота. Но он был не только умен, но и хитер. Он сказал, что на шее у него четки, что он белый, и вообще, он ищет учеников к себе в научение. Петух и курица ему поверили и отдали цыпленка в ученики к коту. Потом то же самое случилось и с селезнем и уткой, вороной и вороном, птицей боу. Кот, естественно, и не собирался никого учить. Он съел ночью сначала цыпленка, потом утенка. Но вороненок и сын птицы боу догадались об обмане. Птенец боу Е Чо пришел на помощь вороненку, вцепившись коту в глаза. Кот от этого чуть не ослеп. С тех пор у котов зрачки расположены не вдоль, как у всех зверей, а поперек. В этой сказке кот очень хитрый, но не настолько, что его нельзя обмануть. Это удалось маленьким птенцам, значит это возможно и другим животным.
В индонезийской сказке "Кот и обезьянки"[29] кот изображен очень хитрым. Он ходил по дороге и дурачил всех вокруг. Ему попались две обезьянки, которым стало интересно, что весит на дереве. Кот сказал, что это гонг его дедушки и что в него нельзя ударять. На самом деле это было осиное гнездо. Обезьянки очень хотели в него ударить, кот им разрешил, но с условием, что они это сделают, когда он скроется из виду. Они, конечно же, ударили и смогли спастись от ос лишь в пруду. На берегу пруда сидел тот самый кот и рассматривал плоды красного уже созревшего перца. Обезьянкам захотелось узнать, что это такое, и кот сказал, что это вкусные фрукты его дедушки. Опять они начали его уговаривать дать им попробовать их. Он скрылся из виду, и они набили рот перцем. Тут же во рту у них разгорелся пожар. Кот в этой сказке дурачил обезьян несколько раз. Причем делал он это просто ради смеха. Он настолько умен, что вовремя скрывается из виду, чтобы ему не досталось за его хулиганство. § 14. Образ кошки в китайских сказках В китайской сказке образ кошки встречается чаще, чем у народов Индонезии или Бирмы. В сказке "Как горная и городская мышь друг к другу в гости ходили"[30] кот упоминается только как причина гибели одной из мышек. Причем кот даже не съел ее. Просто одна мышь при виде черного кота испугалась и выпустила хвост подруги, которая упала в масло. В другой китайской сказке "О том, как по животным счет годам вести стали"[31] кошка является одним из главных героев. Нефритовый владыка (Юй-ди) собрал в свой небесный дворец всех животных и птиц. В те времена кошка дружила с мышью, причем они были как сестры. Они договорились идти во дворец вместе. Кошка любила поспать, поэтому попросила мышку разбудить ее утром. Мышь пообещала, но не выполнила обещания и пошла во дворец одна. Там мышь доказала, что именно ее боится человек, поэтому ее год должен идти самым первым. Когда мышь вернулась из дворца, кошка только проснулась. На вопрос, почему мышь ее не разбудила, мышка легкомысленно ответила: "Забыла!" кошка в гневе прокричала: "Дрянь паршивая! А я еще тебе поверила, уснула, ни о чем не тревожась! Не ты ли обещала меня разбудить? Я знаю, ты хотела навредить мне. Ну погоди, я с тобой рассчитаюсь!" Кошка прыгнула на мышь, и перегрызла ей горло - мышь только пискнуть успела, да дернуть задними лапками. С тех пор кошка и мышь - лютые враги. Кошка в этой сказке показана доверчивой. Она любит поспать, но ее легко можно разозлить, и это плохо закончится. Сказка "Как кошка и собака враждовать стали"[32] по своей конструкции похожа на украинскую "про кошку и собаку" и на болгарскую "Мальчик, щенок, котенок и лягушонок". У старика со старухой была только собака да кошка. Однажды старик нашел змейку, пригрел ее, накормил, а она его за это отблагодарила - подарила свой хвост. Когда старикам деньги нужны - стоит только хвост потрясти - и деньги из него сами сыплются. Однажды ночевал у стариков торговец, увидел хвост и решил украсть его. Кошка и собака решили помочь старикам и отправились на поиски шкатулки с хвостом. Кошка нашла дом, где жил торговец, и приказала мышке украсть шкатулку. Та так и сделала. Когда кошка и собака подошли к реке, кошка села собаке на спину, а шкатулку взяла в зубы. Собака наказала ей рот на рыбу в воде не разевать. Кошка ослушалась, и шкатулка упала в воду. Когда собака кошку высадила, она сплавала за шкатулкой. Но так устала, что задремала на берегу реки. Кошка схватила шкатулку и побежала домой. Хозяева обрадовались кошке и наградили ее едой. А собаке достались лишь объедки со стола. С тех пор кошка и враждует с собакой. Здесь мы видим, что кошка находит шкатулку и через мышь крадет ее у торговца. Но она не смогла удержаться от соблазна при виде рыбы, и выронила шкатулку. Она же опять пошла на обман и украла шкатулку уже у собаки. То есть кошка не только хитра, но опять обманывает и ворует. § 15. Образ кошки в индийских сказках Образ кошки часто встречался не только в сказках Индии, но и в индийском эпосе. В "Махабхарате" мы находим сюжет о набожной кошке, которая жила на берегу Ганга. Птицы и мыши питали к ней слепое доверие за ее аскетический образ жизни. Этим кошка умело пользовалась, чтобы все время быть сытой. Время от времени она приглашала из дальних земель двух мышей, чтобы передать им так называемые божественные мудрости, а в действительности же съедала бедняжек. Мыши стали подозревать кошку и подослали к ней мудрую мышь - в качестве наблюдателя. Но кошка разгадала хитрость мышей и съела шпионку[33] . В "Панчатантре", индийской книги басен и изречений, мы читаем о жившей на острове кошке Дидхикарне, которые пригласили быть судьей между зайцем и воробьем. Набожная Дидхикарна должна была рассудить зайца Сигхрагу и воробья Капиндшалу, чье жилище занял заяц. Спорящие доверчиво приблизились к кошке, а она схватила обоих и съела[34] . В сказке "Кошка Тенали Рамакришны"[35] животное не разговаривает, как во многих других сказках, но она способствует тому, что Тенали стал жить лучше. Царь приказал приближенным дать по корове и кошке. Чтобы каждый кормил кошку молоком. У Тенали были больны дети, и он не хотел, чтобы молоко доставалось кошке. Тогда он провел ее - вскипятил молоко и ткнул мордочку кошки в кипяток. После этого кошка ни разу не пила молоко. Когда царь проверил это, он убедился в том, что кошка действительно не пьет молоко. Тенали признался, что поил молоком детей, чтобы они выздоровели. Царь же постыдился, что в его владениях кошки пьют молоко, а бедные дети болеют от голода. Так кошка Тенали Рамакришны помогла бедным жителям той страны. В сказке "Петух и кошка"[36] кошка изображена коварной и хитрой. Она частенько забегала на кухню к одному хозяину, у которого в доме жил петух. Как только он увидит кошку, начинает кричать, а кошка что-нибудь стащит и бежит из дому. Решила кошка исправить положение, и предложила петуху дружбу: он ее на кухню пускает, а она его вкусненьким подкармливать будет. Петух согласился. Как-то приближался праздник, и кошка предложила петуху украсть горшочек сметаны. Петух согласился, и они спрятали горшок в пристройке. Но кошка не удержалась, и вернулась к горшочку, съела все и пошла прочь. Когда наступил праздник, петух с кошкой пошли в пристройку, а том - пусто. Кошка обвинила петуха в том, что это он съел, а петух догадался в обмане. Но не успел он ничего сделать, кошка быстро свернула ему шею. В сказке "О том, как котенок передушил мышей, а кошку за это отстранили от должности"[37] героями является не только кошка, но и котенок. Тигр состарился, и пища застревала у него в зубах. Мыши ночью не давали ему спать - ели эту пищу. Тогда лиса посоветовала взять на службу к тигру кошку, которая охраняла бы его сон от мышей. Тигру эта идея пришлась по душе, и он назначил кошку на такую должность. Ночью кошка справилась со своим заданием и получила от тигра повышение. Но кошка была хитрой: она понимала, что если она съест всех мышей, то ее отстранят от должности. За время службы она ни одну мышку так и не съела. Но как-то ей надо было уйти, и она вместо себя оставила котенка. Он за ночь всех мышей передушил. Тигр, узнав, что в лесу больше нет мышей, отстранил кошку от должности. В этой сказке кошка не смогла просчитать последствия своих действий. Тем не менее, она показана умной и хитрой. Сказка "О набожном коте"[38] похожа по сюжетной линии на бирманскую сказку "Мудрейший из котов". В этой сказке чужой кот залез в крынку молока, а она застряла у него на голове. Кот испугался, побежал и разбил горшочек о камень. Горлышко у него на шее осталось. Кот пошел в лес, и на вопрос попугая: "Что это у тебя на шее?" кот ответил, что это вериги, и что он дал обет не есть животных, а сейчас он совершает паломничество в Мекку. Попугай поверил словам кота и пошел с ним. В итоге с котом вместе оказались петух, крыса, скворец и попугай. Но сказка заканчивается тем, что кот всех обманул и поодиночке всех съел. Таким образом, кот не только умен, но и хитер, способен на коварное предательство. В сказке "О собаке, кошке и обезьяне"[39] кошку и собаку смогла "обдурить" обезьяна. Кошке захотелось поесть хлеба, который хозяин положил в стенную нишу, но кошка уронила каравай, и на шум прибежала собака. Они стали делить добычу, и их спор услышала мимо проходящая обезьяна. Она решила помочь им в споре, принесла весы и положила хлеб на весы. Тяжелая половина ушла вниз, а легкая вверх. Тогда обезьяна стала отщипывать от большого куска по крошке и класть себе в рот. В итоге, когда остался маленький кусочек, обезьяна удивилась "стоит ли из-за такой мелочи ссориться?" и ушла. А собака и кошка оказалась ни при чем. Таким образом, в этой сказке не только кошка, но и собака показаны "недалекими". Сказка "О лисе и кошке"[40] по сюжетной линии похожа на немецкую сказку братьев Гримм "Про лису и кошку". В этой сказке, так же как и в немецкой, кошка и лиса встречаются в лесу. У них завязывается разговор о том, кто знает больше хитростей. Кошка "заскромничала" и сказала, что знает только одну хитрость, лиса засмеялась и ответила, что у нее их сотни. Но когда пришли охотники, и лиса увидела собак, она стала запутывать след, но не смогла уйти от преследования. Кошка же воспользовалась своей единственной хитростью и запрыгнула на дерево. Таким образом, в этой сказке кошка показана на много мудрее и умнее лисы. Причем она еще и ловкая и любопытная. § 16. Образ кошки в японской сказке В сказке "Плотник и кошка"[41] рассказывается, как у плотника жила кошка. Жили они бедно, но все же плотник мог каждый день кормить кошку рыбой. Однажды у плотника заболели глаза - он стал слепнуть. Лекарь не смог его вылечить, зато кошка в течении 10 дней лизала ему глаза, и на 11 плотник прозрел. Но у кошки зрение становилось все хуже и хуже, и вскоре кошка исчезла. Из этой сказки мы узнаем, что (по мнению японцев) кошка могла исцелять болезни, даже самые трудно излечимые, какие не смог лечить лекарь. При этом болезнь она "перенимала" у страдающего. § 17. Образ кошки в сказках африканского народа дабида В сказке "Мыши и кошка"[42] кошка упоминается лишь вскользь. Мышки решили повесить кошке на шею колокольчик, что бы издалека слышать ее приход. Они все долго радовались, пока не поняли, что нет такой отважной мышки, которая привяжет кошке на шею колокольчик. В этой сказке косвенно показано, что кошку боятся, и она наводит ужас. § 18. Образ кошки в сказках африканского народа суахили В сказке "Собака и кот"[43] кот учил собаку выслеживать добычу по запаху, так как только он один из всех зверей умел это делать. Но собака не захотела учиться до конца, решив, что она знает все премудрости. На следующий день кот сказал кошке, что бы она передала собаке, что он в лесу на охоте. Коту хотелось проверить, чему же научилась собака за время учения. Собака, учуяв запах кота, пошла в лес его искать. Но кот запутал свой след следующим образом: прыгнул с одного большого камня на другой, вбежал в нору с одной стороны, выбежал с другой, а потом вскочил на баобаб и затаился там. Собака умело распутывала следы, а вот когда подошла к баобабу, растерялась. Тогда-то кот и сказал ей, что она не доучилась как раз в том, что может выслеживать добычу только на земле, а на дереве - уже нет. Так до сих пор собаки не умеют влезать на деревья за добычей. В этой сказке кот показан мудрым и хитрым. В сказке "Как кошка на кухне прижилась"[44] кошка показана мудрым животным. Очень ей захотелось, откуда у всех сила берется и почему у одних ее больше, а у других меньше. Думала она и решила, что самый сильный - это лев. Она подружилась с ним, но когда увидела, что слоны забросили льва на дерево, решила что самый сильный - это слон. Когда охотник убил слона, кошка подумала, что охотник - самый сильный, и пошла за ним. Но когда охотник пришел домой, подошла жена и забрала у него стрелы. Тогда кошка поняла, что самая сильная - это женщина, и она осталась жить у нее на кухне. Из этой сказки мы видим, что кошка не только любопытная, но и мудрая. § 19. Образ кошки в сказках африканского народа ганда В сказке "Кошки и домашняя птица"[45] кошка показана хитрой и умной. Раньше птицы господствовали над дикими зверями и заставляли добывать для себя пищу. Птицы брали себе 4/5 всего, что удавалось кошкам раздобыть. Кошкам это не нравилось, но каждый раз птицы грозились сжечь кошек пламенем своих гребешков. Но однажды в доме кошек погас огонь, и кошка - мать послала котенка за огнем к птицам. В итоге выяснилось, что гребень петуха вовсе не огненный. Тогда кошки взбунтовались, и петух, что бы спасти свою жизнь, отправился жить к человеку. А кошки стали с тех пор врагами домашней птицы. § 20. Образ кошки в сказках народов Cеверной Америки Так как белые люди наложили большой отпечаток на фольклор северных индейцев, то ниже изложенная сказка будет относиться к циклу сказок белых поселенцев. В сказке "От чего коты и кошки умываются после еды"[46] кот показан довольно глупым. Воробей смог его обмануть, сказав, что перед тем как его съесть кот должен, как истинный джентльмен, умыться перед едой. Кот так и сделал, а в это время воробей улизнул. Поэтому кошки умываются после еды. В сказке "Маленький Жан и большая белая кошка"[47] белой кошкой является принцесса. Она помогает главному герою заполучить корону и себя в качестве жены. В итоге маленький Жан становится владельцем огромного королевства и прекрасной молодой девушки. § 21. Образ кошки в сказках народов Южной Америки В креольской сказке "Приключения козла и кота"[48] кот показан не только хитрым, но и глупым. Кот сначала стал причиной того, что козла изрядно потрепали собаки, а потом козел ему отомстил: он уговорил кота обуть башмачки на ноги, якобы для того, чтобы мягче ходить. Но когда за котом побежали собаки, то он не смог вскарабкаться на дерево, и собаки его искусали до полусмерти. В конце концов, кот и козел расстались врагами. Поэтому кот не пьет козьего молока, а козел при виде кота пытается его забодать. В другой креольской сказке "Почему собака - враг кошки, а кошка - враг мыши"[49], которая по сюжету похожа на многие другие сказки разных народов мира, кошка должна была донести грамоту собаке о том, что та - свободный зверь. Но по дороге она встретила мышь, и та убедила ее попробовать меду. Кошка объелась и уснула, а мышь в это время съела все бумаги, которые были в сумке у кошки. Собака, узнав о случившемся, разгневалась на кошку. С тех пор она ее враг. Кошка же понимает, что во всем виновата мышь, поэтому и хочет ее постоянно съесть. Образ кошки в данной сказке схож с ее образом в других сказках народов мира. Здесь данное животное опять обжорливое, причем еще и любящее поспать. В другой креольской сказке "Черный кот"[50] образ черного кота связан с нечистой силой (с чертом). Этот черный кот прижился у добрых людей и сделался любимчиком хозяина. Когда хозяин уезжал, то наказывал жене кормить кота. Кот убегал в лес, а когда муж возвращался, то кот "жаловался", жалобно мяукая. Такое повторялось дважды, и каждый раз все заканчивалось ссорой жены и мужа. Но когда такое повторилось в третий раз, муж ушел из дома. В лесу, где он заночевал, было столпотворение чертей. Все они хвалились своими гадостями, и среди них был черт, который и рассказал, что он превращался в кота и убегал из дому, чтобы поссорить мужа с женой. Муж это все слышал и тут же побежал к жене. А кот уж тут как тут. Взял муж дубинку, да как ударит оборотня по голове, тот и издох. Три дня потом серой воняло. Таким образом, образ черного кота, связанного с нечистой силой, ассоциируется у многих народов мира. Есть он и у креолов. © О.В. Утюпина, 2005 г. <<< К Главе 1. К Заключению >>> На содержание >>> К странице
"Творчество наших студентов" >>>
|