123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа
Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)



Виноградов Г.С. К изучению народной медицины у русского населения Сибири. Инструкция

Когда этнограф делается в деревне привычным человеком и меньше будет обращать на себя внимание, он понемногу узнает, кто в данной местности (в этой деревне и окрестностях) слывет хорошим знахарем, лекарем, от каких болезней он главным образом лечит и т.п. Познакомившись с этим лицом, этнограф должен добиться его расположения и постепенно подготовить к пониманию того, что его, этнографа, интересует.

Народный лекарь имеет очень мало поводов беседовать, даже в кругу односельчан: односельчане его не расспрашивают о том, как он лечит и почему он так лечит; они к нему обращаются за помощью - и он, как может, помогает. Вопросы, которые ему предложит этнограф, для него непривычны; на них он не всегда сможет ответить; его познания, интересные для этнографа, не сразу пробьются на порог сознания; выделить какой-нибудь факт, какое-нибудь явление, о котором спрашивает этнограф из ряда других, - это требует непривычного напряжения мысли… Лишь путем возвращения к определенному кругу вопросов деревенский врачеватель привыкает беседовать в нужном направлении. Путем серьезных бесед на темы, связанные с врачеванием, - лучше один на один - нужно постепенно приучить собеседника к вопросам, уяснить ему, чего у него добиваются.

Подготовив таки образом человека, нужно его держаться до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас его сведений, стараясь в то же время получать ответы на те же вопросы от других лиц - и чем больше будет их опрошено, тем ценнее будет работа собирателя.

Необходимость опроса многих лиц об одном и том же и необходимость самых подробных записей вызывается значительной ролью личного элемента, личного творчества в приемах и средствах врачевателей. Только когда дана возможность сравнивать показания многих лиц по одному и тому же вопросу, мы имеем способы выделить в показаниях оба нужных нам элемента: общее и индивидуальное.
Одним из очень важных требований при собирании этнографического материала является проверка записанных сведений не только путем расспроса о одном и том же предмете нескольких человек, но и путем возвращения к тому же вопросу через некоторый промежуток времени к уже опрошенным лицам…

Очень важно к беседам привлечь женщин. Интимная сторона жизни женщины еще более скрыта от этнографа наблюдателя, чем вообще интимная жизнь народа, поэтому она до сих пор мало освещена в науке. Это обстоятельство заставляет обратить внимание этнографов-женщин на преимущества их положения. Нужно, чтобы этнографы-женщины обратили особое внимание на детальное изучение той области народной медицины, где ярче всего проявляется внутренний мир женщины, главным образом, на область народного акушерства и врачевания женских болезней.
Следует привлекать не только взрослых, но и детей и подростков; от них можно получить такие сведения, которые от взрослых получить очень трудно.

Собирать коллекции (например, целебные растения, медицинские средства иного, нерастительного происхождения) выспрашивать и записывать следует не только "специалистов" - знатоков; минимум лекарских знаний является достоянием почти всякого деревенского жителя. Всякого, по возможности, нужно выспросить, - будь то старик или старушка, пожилой или молодой человек, или ребенок. Стараться записывать по преимуществу от неграмотных. Нужно добиваться того, чтобы записать все, что знают в данной окрестности по интересующему собирателя вопросу.

При записях разного рода должны быть соблюдены определенные требования.
Основное требование, предъявляемое к работнику в науке: добросовестно делать свои наблюдения, беспристрастно записывать факты, признаваться открыто в пробелах наблюдения, если недочет замечен уже тогда, когда его нельзя исправить, не прибавлять ничего от себя. Этнограф отвечает своим именем за каждое слово, которое через его посредство попадает в научный оборот.

При опросах нужно стремиться достигнуть дословной записи: все ответы нужно записывать по возможности с соблюдением местной речи, с удержанием характерных выражений и проч., с какими они были услышаны (местные слова и выражения не должны оставаться без объяснения; объяснение нужно спрашивать у собеседника, не перебивая его, а после). Но если запись ведется не одновременно с моментом наблюдения и собеседования, и нет возможности поручиться, что память не обманывает, лучше писать "по грамматике", т.е. обычным литературным языком.
При каждой записи непременно следует давать сведения: где была сделана запись - губерния, волость, село, деревня, заимка; когда была сделана запись - год, месяц, число; от кого сделана запись - от мужчины или от женщины, от детей (назвать ФИО, возраст), грамотный или неграмотный. Каждый раз нужно отмечать, сделана ли запись по личному наблюдению или со слов других; теперь ли можно наблюдать отмечаемый факт или явление или он относится к прошлому и рассказан по воспоминаниям; сам ли собеседник наблюдал (или совершал) или он слышал от других. Без этих сведений записи теряют всякое научное значение.

Народное врачевание тесно сплетается с другими сторонами народной жизни и без понимания этих других сторон не всегда бывает понятным. Поэтому весьма желательно, чтобы этнограф, исполняя "обязанности путешественника" и уделяя главное внимание основной цели своих наблюдений - народной медицине, не проходил мимо других сторон народной жизни. Во многих случаях он получит о них отрывочные непроверенные данные, но они послужат материалом для дальнейших работ в этой местности. Затронутые мимоходом вопросы остановят на себе внимание исследователей впоследствии. Дневники путешественников обыкновенно дают работу целому ряду исследователей.

Опубликовано в: Виноградов Г.С. К изучению народной медицины у русского населения Сибири. Инструкция и программа. - Иркутск: Типография ГубВПО, 1923. - С. 3-14.

© Г.С. Виноградов, 1923 г.

<<< На Русскую страничку

К проекту >>>

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024