|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа Русские в Омском Прииртышье | Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.) Виноградов Г.С. К изучению народной медицины у русского населения Сибири. Инструкция Когда этнограф делается в деревне привычным человеком и меньше будет обращать на себя внимание, он понемногу узнает, кто в данной местности (в этой деревне и окрестностях) слывет хорошим знахарем, лекарем, от каких болезней он главным образом лечит и т.п. Познакомившись с этим лицом, этнограф должен добиться его расположения и постепенно подготовить к пониманию того, что его, этнографа, интересует. Народный лекарь имеет очень мало поводов беседовать, даже в кругу односельчан: односельчане его не расспрашивают о том, как он лечит и почему он так лечит; они к нему обращаются за помощью - и он, как может, помогает. Вопросы, которые ему предложит этнограф, для него непривычны; на них он не всегда сможет ответить; его познания, интересные для этнографа, не сразу пробьются на порог сознания; выделить какой-нибудь факт, какое-нибудь явление, о котором спрашивает этнограф из ряда других, - это требует непривычного напряжения мысли… Лишь путем возвращения к определенному кругу вопросов деревенский врачеватель привыкает беседовать в нужном направлении. Путем серьезных бесед на темы, связанные с врачеванием, - лучше один на один - нужно постепенно приучить собеседника к вопросам, уяснить ему, чего у него добиваются. Подготовив таки образом человека, нужно его держаться до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас его сведений, стараясь в то же время получать ответы на те же вопросы от других лиц - и чем больше будет их опрошено, тем ценнее будет работа собирателя. Необходимость опроса многих лиц об одном и том же и необходимость самых
подробных записей вызывается значительной ролью личного элемента, личного
творчества в приемах и средствах врачевателей. Только когда дана возможность
сравнивать показания многих лиц по одному и тому же вопросу, мы имеем способы
выделить в показаниях оба нужных нам элемента: общее и индивидуальное. Очень важно к беседам привлечь женщин. Интимная сторона жизни женщины еще
более скрыта от этнографа наблюдателя, чем вообще интимная жизнь народа, поэтому
она до сих пор мало освещена в науке. Это обстоятельство заставляет обратить
внимание этнографов-женщин на преимущества их положения. Нужно, чтобы
этнографы-женщины обратили особое внимание на детальное изучение той области
народной медицины, где ярче всего проявляется внутренний мир женщины, главным
образом, на область народного акушерства и врачевания женских
болезней. Собирать коллекции (например, целебные растения, медицинские средства иного, нерастительного происхождения) выспрашивать и записывать следует не только "специалистов" - знатоков; минимум лекарских знаний является достоянием почти всякого деревенского жителя. Всякого, по возможности, нужно выспросить, - будь то старик или старушка, пожилой или молодой человек, или ребенок. Стараться записывать по преимуществу от неграмотных. Нужно добиваться того, чтобы записать все, что знают в данной окрестности по интересующему собирателя вопросу. При записях разного рода должны быть соблюдены определенные
требования. При опросах нужно стремиться достигнуть дословной записи: все ответы нужно
записывать по возможности с соблюдением местной речи, с удержанием характерных
выражений и проч., с какими они были услышаны (местные слова и выражения не
должны оставаться без объяснения; объяснение нужно спрашивать у собеседника, не
перебивая его, а после). Но если запись ведется не одновременно с моментом
наблюдения и собеседования, и нет возможности поручиться, что память не
обманывает, лучше писать "по грамматике", т.е. обычным литературным языком.
Народное врачевание тесно сплетается с другими сторонами народной жизни и без понимания этих других сторон не всегда бывает понятным. Поэтому весьма желательно, чтобы этнограф, исполняя "обязанности путешественника" и уделяя главное внимание основной цели своих наблюдений - народной медицине, не проходил мимо других сторон народной жизни. Во многих случаях он получит о них отрывочные непроверенные данные, но они послужат материалом для дальнейших работ в этой местности. Затронутые мимоходом вопросы остановят на себе внимание исследователей впоследствии. Дневники путешественников обыкновенно дают работу целому ряду исследователей. Опубликовано в: Виноградов Г.С. К изучению народной медицины у русского населения Сибири. Инструкция и программа. - Иркутск: Типография ГубВПО, 1923. - С. 3-14. © Г.С. Виноградов, 1923 г. К проекту >>> |