123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Немцы Сибири | Отчеты о конференциях | Конференции 2008 | Былое
Культурология традиционных сообществ | Немцы Сибири 2002 | РАЭСК XLII | V Конгресс этнографов и антропологов России | Конференция, посвященая 30-летию ОмГУ
История РАЭСКа | Секции
Общие проблемы археологии | Каменный век | Эпоха бронзы | Железный век | Эпоха средневековья | Этнография | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
I место | II место | III место


А.А. Рудь
Россия, Екатеринбург, Уральский государственный университет
Устойчивые элементы мировоззрения северных селькупов в ХХ веке

Завершение формирования этноса северных селькупов относится к началу XX века. Многие исследователи указывают на сложность, многокомпонентность, собирательность культуры северных селькупов. Так, помимо селькупской составляющей (южные селькупы), в культуру северных селькупов вошли хантыйские, кетские, эвенкийские, ненецкие компоненты. Можно предположить, что с рубежа XIX - XX века у северных селькупов формируется свой пласт мировоззрения (духовной культуры). Моей задачей являлось выявление устойчивых элементов в мировоззрении северных селькупов в XX в. Критерием устойчивости я решил выбрать фиксацию исследователями того или иного элемента мировоззрения в разные периоды XX века. Изучением духовной культуры северных селькупов в ХХ веке занимались Е.Д. Прокофьева (1920-1950е годы); И.Н. Гемуев, Г.И. Пелих (1970-1980е годы); А.В. Головнев, Иг.В. Белич (конец 1980-х - 1990е годы). Несмотря на то, что исследования не охватывают полностью пространственные границы и временные рамки, удалось выявить некоторые устойчивые элементы мировоззрения северных селькупов.

В фольклоре и мировоззрении северных селькупов фигурируют следующие персонажи: Нум (Ном) - верховный небожитель, наделенный множеством разных функций; Ий (Ича, Итте) - сын Нума, часто выступающий в роли культурного героя; лозы - многочисленные духи ("черти"). Также фиксируется традиционное деление мира на три части: верхний (небесный), средний (человеческий), нижний (мир мертвых).

В характеристике духов северных селькупов отмечены следующие черты: духи могут быть видимыми и невидимыми, они имеют доступ в другие "миры": верхний, нижний, подводный; на духов может воздействовать особая категория людей - шаманы (Прокофьева Е.Д., 1976. С.121; Пелих Г.И., 1980. С.51). Среди духов нижнего мира выделяется главный злой дух - Кызы (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 123; Пелих Г.И., 1980. С.45). Не последнее место в мировоззрении  северных селькупов занимают духи-хозяева: Мачиль лоз (лесной дух), Уткыль лоз (водяной). Характеристики этих духов у исследователей сходны (Прокофьева Е.Д., 1976. С.119-121; Головнев А.В., 1995. С.503-507). Среди многочисленных характеристик и функций Нума исследователи отмечают, что Нум (или Ий) стреляет во время грозы в злых духов (Кызы, Мачиль лоз, Патьянг), которые выходят наружу из нижнего мира через дупла деревьев (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 108; Гемуев И.Н., 1984. С. 110-111; Головнев А.В., 1995. С. 503-504). По сведениям Г.И.Пелих, А.В.Головнева Нум (Ном) является покровителем летнего полугодия (Пелих Г.И., 1980. С.18-19; Головнев А.В., 1995. С.329, 343). Устойчивым можно считать предание "…о появлении на небе луны…". (Прокофьева Е.Д., 1976. С.106-107; Пелих Г.И., 1980. С.14-15).

Многие представления северных селькупов о природе на протяжении XX века не претерпели особых изменений. Например, кедр является деревом, связанным с нижним миром, со смертью; береза, лиственница - деревья связанные с верхним миром, с исцелением или рождением (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 114-115; Головнев А.В., 1995. С.242). В шаманской практике северных селькупов фиксируется "жертвенное дерево"- Кассыль-по, которое делали из березы, лиственницы или кедра (Прокофьева Е.Д., 1949. С. 374-375; Головнев А.В., 1995. С. 243-249; Белич Иг.В., 2001. С. 184-188). Исследователями отмечается отсутствие "медвежьего праздника" у северных селькупов, бережное отношение к крови, костям, черепу, шкуре медведя, запрет на употребление сырой медвежатины. В обряде захоронения черепа медведя фигурирует кедр: или это кедровый помост (поре) или подвешивание черепа на толстые кедровые жерди. Также фиксируется "родство"  между человеком и медведем (Прокофьева Е.Д., 1949. С. 368; Головнев А.В., 1995. С. 234-250). Олень упоминается в качестве жертвоприношения: в похоронном обряде (Прокофьева Е.Д., 1977. С.71), при лечении больного человека или как оберег от пропажи оленей (Пелих Г.И., 1980. С. 51-52). В шаманской практике северных селькупов имеют распространение сюжеты, связанные со змеями (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 117-118; 1949. С. 369; Пелих Г.И., 1980. С. 24-25; Головнев А.В., 1995. С. 498, 523-524). Орел, лебедь, журавль в мировоззрении северных селькупов являются птицами верхнего мира, близкими к небу, к солнцу и фигурируют в шаманской символике (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 118; Пелих Г.И., 1980. С. 46-48). Образ кукушки связан со светлым деревом - лиственницей. Кукушка также упоминается в шаманской практике (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 118; Головнев А.В., 1995. С. 519). Образ лягушки существует в фольклоре северных селькупов как "…спор селькупской девушки и лягушки…" - двух противоположных образов: женщины и женщины - наоборот (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 118; Головнев А.В., 1995. С. 523-524). Интересен сюжет о появлении комаров и об их связи с нижним миром (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 119; Головнев А.В., 1995. С. 234-235).

Устойчивые элементы наблюдаются и в представлениях северных селькупов о рождении, жизни и смерти людей. По сведениям Е.Д. Прокофьевой, И.Н. Гемуева, Г.И. Пелих, ребенок может родиться с "душой" и без "души". Ребенок, родившийся с "душой", становится человеком, о чем свидетельствует появление зубов. Ребенок, родившийся без "души", очень рано умирает (до появления зубов) и хоронят его не как человека - в пне (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 120; Гемуев И.Н., 1980. С. 128,135; Пелих Г.И., 1980. С. 27-28). Одна из душ человека (Ильсат) вселяется в него при рождении через солнечный луч (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 121; Головнев А.В., 1995. С. 238, 509). В представлениях северных селькупов о загробной жизни отмечается перевернутая картина мира (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 125; Головнев А.В., 1995. С. 518). Другой аспект представлений о смерти, зафиксированный Г.И. Пелих, А.В. Головневым, говорит о том, что после смерти человек продолжает обитать в том же жизненном пространстве, что и до смерти (Пелих Г.И., 1981. С. 92, 95-96, 98; Головнев А.В., 1995. С. 250). Мост (пылы) между средним миром (людей) и нижним миром (мертвых) может создавать женщина во время месячных и родов, в это время она считается "нечистой" (Прокофьева Е.Д., 1976. С. 127; Гемуев И.Н., 1980. С. 125; Головнев А.В., 1995. С. 254).

В заключении нужно отметить, что устойчивые элементы мировоззрения северных селькупов не исчерпываются вышеперечисленными. С одной стороны, их выявление затруднено недостаточным количеством опубликованных полевых материалов. С другой, некоторые персонажи пропадают, а их функции (иногда видоизмененные) начинают выполнять другие (новые) персонажи, - что  не позволяет отнести их к категории устойчивых элементов. Выявленные элементы могут служить базой для исследований генезиса и динамики развития культуры северных селькупов.

Литература

Белич Иг. В., Белич Ир.В. К вопросу о культовых местах тазовских селькупов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - Вып. 1. - Тюмень, 1997.

Белич Иг.В. Предметы из культового комплекса тазовских селькупов кассыль по в коллекциях Тобольского музея-заповедника // Самодийцы. - Тобольск-Омск, 2001.

Гемуев И.Н. К истории семьи и семейной обрядности селькупов // Этнография Северной Азии. - Новосибирск, 1980.

Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX - начало XX в.). - Новосибирск, 1984.

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург, 1995.

Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. - Новосибирск, 1980.

Пелих Г.И. Селькупы XVII века. - Новосибирск, 1981.

Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // СМАЭ. - Т.XI. - Л., 1949.

Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л., 1976.

Прокофьева Е.Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов // СМАЭ. - Т. XXXIII. - Л., 1977.

© А.А. Рудь, 2002.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024