|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Программы учебных курсов | Избранные лекции Лекция по этноархеологии | Лекция по культурологии традиционных сообществ | Лекция по имперской географии власти | Лекция о группах русских сибиряков | Лекция об источниках генеалогии 1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос 2 вопрос
Локальные культурные комплексы (культурные диалекты)
Способом существования этнической культуры, разумеется являются этносы. Из имеющихся в литературе, самым близким по значению к данному определению является термин "национальная культура", например, русская, немецкая или английская национальная культура. В таком контексте "этнодифференцирующими" признаками следует считать специфические черты национальной культуры, национального языка, литературы, искусства, идеологии и т.д. Традиционная же культура в смысле, принятом выше, всегда локальна и способом ее существования являются объекты, к определению и содержательному исследованию которых наука только приступает. Эти объекты нами были обозначены как локальные (ареальные) культурные комплексы (ЛКК). Впрочем еще более удачен термин, предложенный для данного феномена ранее - культурный диалект. Однако очевидно, что и в том и в другом случае подчеркивается главное - локальный характер рассматриваемых феноменов. Структура и содержание ЛКК должны стать предметом специальных конкретных и общетеоретических исследований. Однако, эти комплексы, как правило (нарушаемое лишь в исключительных случаях), не совпадают с этническими общностями ни территориально, ни, что значительно важнее, содержательно. Совершенно аналогична ситуация с языком, что, впрочем, естественно, ведь он тоже является частью культуры. Принято считать, что язык является важнейшим признаком этноса. Однако в данном случае необходимо определить какой язык и какой этнос имеются в виду. Не подлежит никакому сомнению, что традиционная культура функционирует в среде не языка вообще, а его диалектов (диалектов, наречий, говоров и т.д.). Последние, в этом смысле, являются частью ЛКК, как бы обслуживают их коммуникативные потребности. Лексика, относящаяся к компонентам традиционной культуры, всегда диалектна. Именно диалектную лексику этнографы фиксируют в ходе полевых исследований. Эта лексика - важнейший источник по традиционной культуре тех сообществ, которые становятся объектом их изучения. Зачастую диалекты совпадают с ЛКК и территориально. Напротив, язык - явление общеэтническое, он формируется вместе и в теснейшей связи с этносом и этнической (национальной) культурой. Здесь нам надо обратиться к теоретическому наследию выдающегося российского ученого, основателя отечественной этнолингвистики академика Никиты Ильича Толстого. Его выводы были получены на основе осмысления результатов работы Полесской комплексной экспедиции. В работе экспедиции принимали участие этнографы и лингвисты, место действия - стык нескольких славянских этносов и этнических групп. При картографировании полученного языкового и культурного материала выяснилось, что изоморфные языковые явления - изоглоссы, изоморфные явления духовной культуры - изодоксы и изоморфные явления материальной культуры - изопрагмы оказываются изоморфны (соответсвенны) и друг другу и при этом независимы от этнических границ. Исходя из этого открытия, подтвержденного экпериментальным (экспедиционным) материалом, ученый делает вывод, что:
И далее еще более конкретно:
Иными словами,
Для удобства восприятия мы перевели вербальную формулу автора в графическую схему, представленную на рисунке 1 . Как видим, в структуре традиционной (народной) культуры, по Н.И. Толстому, не осталось места культуре "этнической". Термины "этноязыковое", "этнокультурное", "этнографическое" и т.д. в его рассуждениях - суть категории культурологические и к этносу как носителю этничности никакого отношения не имеют. Сам автор об этом пишет вполне определенно, освещая результаты конкретных культурологических исследований:
Литература 1. Толстой Н.И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М., 1995. - С. 20, выделено автором. 2. Там же. С. 18-19. 3. Толстой Н.И. "Очерки русской мифологии" Д.К. Зеленина и развитие русской мифологической науки // Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. - М., 1995. - С. 20. 4. Толстой Н.И. Язык и народная культура. - С. 20, выделено мной. Вернуться к обсуждению лекции>>>
|