|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Программы учебных курсов | Избранные лекции Лекция по этноархеологии | Лекция по культурологии традиционных сообществ | Лекция по имперской географии власти | Лекция о группах русских сибиряков | Лекция об источниках генеалогии Введение | Лекция 1 | Контрольные вопросы | Рекомендуемая литература ВВЕДЕНИЕ
Вопросы: 1 вопрос. Этноархеология и потребность в этноархеологических знаниях. ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ (Ethnoarcheologie, Ethnoarchaeology, Ethnoarcheologie; синонимы - археологическая этнография, археология действия, живая археология [1], точнее было бы сказать: этнографоархеология) - научное направление, складывающееся во второй половине ХХ в. в результате интеграции археологических и этнографических исследований и призванное решать круг проблем по истории культуры и общества особым способом - на основе сопряжения археологического и этнографического видения этих проблем. Исследования на стыке археологии и этнографии в ХХ в., особенно в последние четыре десятилетия, ввели в научный оборот относительно большой объем фактических данных и привели к новым методолого-теоретическим обобщениям, выводам, к разработке источниковедческих и методических аспектов археолого-этнографических работ. Это позволило ряду ученых за рубежом, а затем и в России заявить о формировании нового направления исследования на стыке археологии и этнографии. Оно получило название этноархеологии и стало широко распространяться начиная с 1960-х годов. Потребность в этноархеологических знаниях возникла тогда, когда использование прямых и косвенных аналогий для археологов в этнографии и поиски этнографами следов традиционных культур предков современных народов в археологических материалах зашли как бы в тупик. Специалисты двух наук стали осознавать ограниченность таких "прямых" обращений археологов к этнографии, а этнографов к археологии. Эти обращения существенно не увеличивали объем информации в области
этнической истории - формирования (этногенеза) и последующего развития этносов
(этнодинамика) и шире - историко-культурных общностей, вплоть до этнораспада
(гибели или трансформации в другое этническое образование). Таким образом, к середине ХХ в. возникло понимание того, что перевод по отдельности археологических и этнографических источников в область исторических знаний стал как бы недостаточным для нового информационного "взрыва" в исследовании истории населения первобытной эпохи и последующих исторических эпох вплоть до новейшего времени (особенно в тех случаях, когда речь идет о так называемых бесписьменных народах). Тогда некоторые археологи стали заниматься поисками путей внедрения этнографических знаний и методов в археологию, в том числе изучением процессов изготовления орудий труда, предметов быта, жилищ и т.д. А отдельные этнографы решили овладеть сложной археологической наукой и самим проводить археологические раскопки и археолого-этнографические исследования. В советской науке благодаря во многом идеям и деятельности тогдашнего директора Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР С.П. Толстова (но не только его) были предприняты широкомасштабные меры, приведшие к многолетним работам Тувинской и Хорезмской комплексных археолого-этнографических экспедиций. В 1960-е - 1980-е годы ученые стали понимать, что просто консолидация усилий археологов и этнографов в изучении исторической действительности, включая прежде всего социокультурную действительность (действительность вообще - это действительное бытие сущего[2]), хотя и приносит новые результаты, но все же недостаточно эффективна в этом деле. Тогда-то и появилась идея интеграции археологических и этнографических исследований, которая в отличие от консолидации ученых двух наук требовала новых исследовательских программ. Эти программы должны были быть направлены в первую очередь на восстановление связанности отдельных дифференцированных явлений археологической культуры и социума (в данном случае понятие "социум" понимается как синоним "общества"). Ставилась задача воссоздания археологического социокультурного организма (комплекса) в целостности. И здесь выяснилось, что без этнографического видения трудно реконструировать и конструировать такой комплекс. Именно этнография могла помочь восстановить недостающие звенья в таком комплексе путем видения сопряженности социокультурных явлений и их функций в единой системе. Действительно, социокультурные явления сопряжены друг с другом в системе - природная среда, способы производства и жизнедеятельности, поселения, жилища, пища, народные знания, религия, искусство, стереотипы поведения и т.д. тесно взаимосвязаны (мы говорим: сопряжены) друг с другом. Объем взаимодействия и взаимопроникновения археологии и этнографии в деле реконструкции и конструирования социокультурных комплексов археологического прошлого и их отдельных составных, в деле изучения этих комплексов и процессов их формирования и функционирования оказался очень большим. Поэтому встал вопрос о качественно новом сближении этих наук на уровне интеграции и появлении нового этноархеологического научного направления [3]. Представляется, что актуальность этноархеологических исследований связана с получением новых знаний, с переосмыслением (насколько это возможно) результатов прошлых исследований (видимо, прежде всего, в археологии и палеоэтнографии) под углом предмета и проблем этноархеологии, с использованием этноархеологических знаний в других науках (культурологии, социологии, социальной философии и др.), а также отчасти в современной практике решения социокультурных проблем. 2 вопрос. Цель, задачи и содержание курса "Введение в этноархеологию". Цель дисциплинарного курса "Введение в этноархеологию" - внедрение в учебный процесс высшей школы (в основном в систему исторического образования) освоения студентами этноархеологических знаний. Этот курс может быть и одним из звеньев при подготовке кадров этноархеологов и расширения сферы подготовки археологов и этнографов. Основные задачи курса сводятся преимущественно к трем позициям: 2) раскрыть основные вехи истории консолидации и интеграции археологии и этнографии, дать историографический обзор формирования и развития этноархеологического направления; 3) изложить основные методы этноархеологических исследований в зарубежной и отечественной науке, дать характеристику их результативности; 4) показать возможные перспективы этноархеологии. Это издание учебного пособия "Введение в этноархеологию" - фактически первое в вузовской системе образования России. Оно подготовлено на основе разработанной в 1997 г. программы курса "Введение в этнографию" сотрудниками исторического факультета Омского государственного университета и Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН А.В. Жуком, С.С. Тихоновым и Н.А. Томиловым по проекту "Историческая наука, образование, ученый в социокультурном пространстве Северной и Центральной Евразии ХХ столетия" Федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы". Данное учебное пособие написано также в рамках выполнения названного проекта в 1998 г. и соответствует названной учебной программе. Оно рассчитано, главным образом, на студентов исторических факультетов университетов, педагогических институтов и педагогических университетов. К нему следует отнестись не как к полному изложению этого формирующегося этноархеологического научного направления, а только как к первому опыту элементарного введения в этноархеологию. Из изложения задач курса видно, что за пределами учебного пособия остаются многие конкретные материалы этноархеологических исследований зарубежных и отечественных ученых, в нем не полностью будут изложены результаты изучения фактических данных, общих закономерностей и региональных явлений в разных частях света (Австралии, Азии, Америке, Африке, Европе) по данным этноархеологии, а также не предполагается дать подробные характеристики методов этноархеологических исследований. Более конкретные и детальные знания по этноархеологии студенты могут получить при соответствующей специализации по археологии и этнографии в тех вузах, где проводится обучение по этноархеологии. Пока же отдельной специализации по этноархеологии в отечественных вузах нет. Авторы учебного пособия были бы рады вызвать интерес у студентов к этноархеологии, а у некоторых из них желание принять участие в изучении ряда этноархеологических проблем и, в более широком смысле, принять участие в формировании в России этого научного направления. В учебное пособие включен подготовленный его автором список рекомендуемой научной литературы. 1. Шнирельман В.А. Этноархеология... // Этнография и смежные дисциплины, этнографические субдисциплины, школы и направления. Методы. - М.: Наука, 1988. - С. 95. 2. Очерки социальной философии. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургск.
ун-та, 3. Кениг А.В. Этноархеология как метод археологических реконструкций
(по материалам тазовских селькупов). - Сургут, 1997. - С. 3-4; Томилов
Н.А. Этноархеология и этнографо-археологический комплекс // Этнографо-археологические
комплексы: проблемы культуры и социума. - Новосибирск, 1996.
- Т. 1. - С. 10-11; Шнирельман В.А. Этноархеология - 70-е годы //
Советская этнография. - 1984. - № 2. - С. 100-113. © Н.А. Томилов, 1999
|