123
Карта сайта
Поиск по сайту



Rambler's Top100 Rambler's Top100

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Архив сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Публикации 2008 | Конференции 2008 | Экспедиции 2008 | Конференции 2009 | Публикации 2009 | Экспедиция 2009 | Гранты 2010 | Конференции 2010 | Экспедиции 2010 | Публикации 2010 | Гранты 2011



Экспедиция была организована кафедрой этнографии и музееведения
Омского государственного университета,
руководитель – М.Л. Бережнова.
Финансовая поддержка – РГНФ, проект № 08-01-12125в
«Этнография Омского Прииртышья: интернет-публикация
исследований и материалов»


АРКАИМ, БЕЛОВОДЬЕ, ШАМБАЛА. ДАЛЕЕ – ОКУНЕВО...

 

Введение

Летом 2010 года этнографы ОмГУ  (в составе «Русского отряда») организовали экспедицию в село Бергамак Муромцевского района Омской области. А оттуда рукой подать до знаменитой деревни Окунево – энергетического центра, Пупа Земли и места, по меньшей мере, необычного. 11 километров для этнографа – не расстояние, а потому в один из рабочих дней от отряда отпочковались двое любознательных исследователей, которые не поленились встать в пять утра ради блага науки.

Скромно позавтракав и взяв немногочисленный скарб (плащ-палатка, рюкзак с банкой тушёнки и сайры, полевые описи, фотоаппарат) и хорошее настроение, мы отправились на остановку, куда, по сбивчивым рассказам сведущих людей, должен прибыть транспорт. Спустя минут сорок к двум одиноко стоящим  на крыльце магазина этнографам присоединилась сонная женщина. Тем временем деревня просыпалась: запели петухи, задребезжали фляги на тележках, влекомые к колонке невыспавшимися мужиками и бабами, хозяйки стали выгонять коров. А сонная женщина унеслась на пылящейся маршрутной «Газели». Ввиду скромного финансирования отечественной науки, мы решительно отвергли этот вариант передвижения – так выходило на 40 кровных рублей дороже. Тем паче, что нам нужны были билеты. А вы как думали – отчётность! Проглотив пыль, оставшуюся от представителя коммерческих перевозок, мы стали нетерпеливо вглядываться в горизонт, бурно реагируя на каждые мелькнувшие вдалеке фары. Обманув наши ожидания, мимо пронеслись четыре легковушки и один маленький грузовичок. Свет шестых фар принадлежал ПАЗику, на который возлагалась ответственная задача – привезти нас в Окунево. Картина внутри автобуса была следующая: ближние к водителю места заняли три бабушки и один мужчина неопределённого возраста. Мужчина досматривал сон, а бабушки обсуждали просмотренный сериал. В самом конце ПАЗика скучали трое парней в камуфляже и шлёпках, с огромными туристическими рюкзаками. Мы сели поближе к парням, заподозрив в них туристов, жаждущих искупаться во всех пяти озёрах, установить контакт с пришельцами и найти храм Бога Ханумана. Все заняли свои места, и автобус тронулся в путь. Курс – на Центр Земли!

 

В пути

На горизонте - ОкуневоНе смотря на то, что местом назначения нашего автобуса была знаменитейшая деревня Окунево, лица наших попутчиков ничем не отличались от лиц обычных пассажиров обычного городского транспорта. Они не обсуждали приземление летающей тарелки в четверг, чудесное исцеление больных, искупавшихся в Пяти озёрах, и даже не заикнулись о чудесном кристалле, дарующем спасение человечеству. По мере приближения к Пупу Земли их лица не светлели, а взгляд не становился добрее. Нет, всего этого не было. А вот трое парней в камуфляжных костюмах ехали с сосредоточенными лицами и угрюмо молчали – сразу было видно, что они-то уж осознают, куда едут! 11 километров пути мы преодолели за двадцать минут. Дубовая подвеска автобуса давала пассажирам прочувствовать каждую выбоину нелёгкого пути на Родину арийцев. Да-да, не удивляйтесь – есть предположения, что именно с Окуневской земли арии переселились в Индию. Люди, верящие в грядущий конец Света, утверждают, что именно эти места станут новым Ковчегом, на котором найдут спасение остатки человечества. Есть ощущение, что легче будет смиренно встретить наступление Апокалипсиса, чем вновь проехать по этой дороге.

И вот, наконец-то, мы прибыли. Вопреки ожиданиям, туристов не встречала заботливая толпа местных жителей, как это бывает Новые тренды - старые брендына Гаити – там каждому прибывшему туристу полуобнажённая мулатка с томными глазами вешает на шею ожерелье из цветков тиаре и целует в щёчку. Увы, толпа, обступившая автобус, пристально вглядывалась в каждого вновь прибывшего и с бурчанием забиралась в автобус. Но чувствовалось, что новые тренды мирового туристического бизнеса дошли и до Окунево – нас встретила огромная вывеска «GuestHouse«Okunevo». Нас призывали принять участие в экскурсиях по озёрам и неведомым мне «местам силы». Где эти места и какую силу они даруют, не пояснялось. Уж не конкуренты ли компании “Pfizer” здесь промышляют?.. Оставив рассуждения, мы огляделись. Перед глазами предстала обычная российская деревня – деревянные дома, торчащие из земли колонки, огромная лужа посредине улицы, пасущиеся возле неё коровы. Деревня как деревня.

Пока мы оглядывались, автобус уехал и на пятачке возле остановки остались только три парня, всю дорогу сосредоточенно о чём-то думавшие. На этот раз они оживленно спорили. Мы пошли знакомиться. Оказалось, что парни - студенты одного из омских ВУЗов. Решили провести каникулы с пользой и набраться сил. Точно сформулировать, зачем они приехали в Окунево, они не смогли – говорили, что место знаменитое и не посетить его нельзя. Вот только подробностей о «знаменитом месте» они не знали, но приехали основательно подготовившись – обзавелись скачанной из интернета картой округи и компасом.  Мы решили объединиться, и вместе отправились на поиски Пупа Земли.

По дороге в энергетический центрНа въезде в село  дорога разделяется на три – одна ведёт к автобусной остановке, вторая вокруг села, а третья – в лес. На развилке стоит указатель «Энергетический центр. 1 км». Конструкция была слегка повёрнута ветром, но направление угадывалось – в лес. Ну правильно! Где же ещё быть энергетическому центру как не в лесу – свежий воздух, сосны… Туда мы и направились. Парни понадеялись на нас, молодых этнографов (именно так мы представились), а мы на них (ну ещё бы – люди с картой внушают доверие!). После пятнадцатиминутной прогулки по лесу мы поняли, что километр давно уже пройден. А энергетического центра так и не видно. Достали карту и ещё больше запутались – дороги, по которой мы шли, на ней не было. Осмотрелись и решили вернуться назад к цивилизации. Парни недовольно сопели и кряхтели (у них за плечами были огромные рюкзаки), а мы шли себе, как ни в чём не бывало, изредка отмахиваясь от комаров. Снова оказавшись у указателя «Энергетический центр. 1км» мы решили, что наши пути расходятся – профессиональные интересы требовали нашего визита на кладбище, а туристы решили пойти по второй дороге, опоясывающей деревню.

Дорога на кладбище была нам тоже незнакома, потому решили спросить её у местных жителей. Пройдя по центральной улице, мы наконец то нашли мужчину средних лет, который возился возле своего автомобиля. Представьте себя на его месте: в семь часов утра подходит парень (за спиной рюкзак, на плече свёрнутая плащ-палатка) с девушкой и спрашивает: «Здравствуйте, а скажите, где у вас тут кладбище находится?» Вот Вы бы как отреагировали? А он не растерялся, объяснил дорогу. Чтобы как-то прояснить ситуацию, он задал нам вопрос: «А вы к кому идёте?», на что мы ответили: «Да мы так, посмотреть». Наш ответ,Райский городок наверное, его несколько  удивил, так как после того как мы ушли, он ещё долго смотрел нам вслед, не вынимая сигарету.

По пути на кладбище мы так и не нашли ничего особенного в деревне. И только уже на самом её краю нам встретился дом с разрисованными стенами и забором. Вывеска гласила: «Райский городок». Покосившийся забор нас ничуть не смутил, ведь в Раю главное - ворота, а они тут поддерживались в хорошей форме. Напротив «Райского городка» стоял самый обыкновенный пятистенок. Пройдя ещё немного, мы пришли к воротам кладбища. Кладбище тоже было самым обычным, ничем не выделялось. Наше сомнение в уникальности места росло. Закончив наши дела на кладбище, мы отправились искать места силы. Путь наш вновь пролегал через деревню. И опять пошли типовые деревенские пейзажи: плетень, одиноко стоящий трактор, водонапорная башня… Ни намёка на чудеса!

Первое свидетельство об уникальности места мы увидели на стене магазина: плакат призывал нас окунуться в мир древней традиции на фестивале «Солнцестояние». Наверное, с этого места и начинается чудесная Окуневская земля – дома дальше Солнцестояниепошли один чудней другого – один оранжевый, другой - голубой, двухэтажный «Центр естественного развития человека» (вот откуда в XXIвеке маугли берутся…), ворота третьего были украшены причудливыми узорами, хитросплетениями и свастиками, а во дворе стоял шест, увенчанный солнцеворотом; четвёртый был обнесён частоколом, пятый имел жёлто-зелёный забор и призывал совершить путешествие в «мир души», но не просто так, а с проводником; шестой был самым обыкновенным, а стены седьмого украшали фантастические цветы, восьмой блистал пластиковыми окнами, а у девятого пространство между ними было проложено соломой… И так вся улица. Посреди этого буйства человеческой фантазии мирно паслись овцы и играла детвора. 

Неожиданно деревня кончилась и мы пошли по проторенной дороге – видно было, что она пользуется популярностью. После недолгой пешей прогулки мы наконец-то достигли Энергетического центра. Здесь усталый путник мог найти приют и отдохнуть, взяв в аренду спальник, коврик, палатку или же летний домик. Площадка для отдыха находится на живописном берегу реки Тара. Но не стоит думать, что это и есть Пуп Земли, нет, до него ещё идти и идти…  Немного передохнув, мы отправились дальше. Тропинка стала чуть уже и понемногу зарастала травой – видимо, большая часть приезжающих чистит карму на кемпинге, не утруждая себя паломничеством. Но мы не из ленивых, поэтому идём вперёд.

Не прошло и пяти минут, как мы встретили наших старых знакомых – студентов, решивших отдохнуть. Они были весёлые и В окрестностях Окунево, на берегу реки Тарыдовольные – они дошли до цели. Правда, не обошлось без плутания – какая-то женщина показала им не ту дорогу и они опять долго бродили по лесу. Но это мелочи по сравнению с результатом их путешествия: перебивая друг друга, они взахлёб рассказывали о своих впечатлениях. Пожелав нам удачи, они отправились в деревню, надеясь найти проводника на озёра. Мы же снова пошли по тропинке, ведущей неизвестно куда. Однако даже устать не успели, как перед нами появилась часовня, построенная из досок. Возле неё крест, чуть дальше - странное сооружение из глины – колодец глубиной около полуметра. Через десять шагов – шест со свастикой на конце. Между шестом и колодцем скромно стоит лавочка для уставших паломников. Это и есть Пуп земли. Всё расположено на увале, недалеко журчит река Тара. Вот и всё. Ещё полчаса назад фантазия рисовала неземные картины с летающими тарелками и лучами энергии, исходящими из земли. А тут всё так скромно. Даже немного разочаровались.

Оглядев окрестности Пупа Земли, мы, измождённые столь продолжительной пешей прогулкой, решили пообедать. Недолго думая, устроились на лавочку прямо возле колодца. Когда жуёшь, карма лучше очищается, знаете ли. После сытного обеда полагается поспать. Но так как мы на работе, то смогли позволить себе только пятнадцатиминутный перерыв на высоком берегу реки. После привала нужно было вновь возвращаться к служебным обязанностям – теперь нам предстояло побеседовать с жителями столь необычного места. Проделав тот же путь назад в деревню, наш небольшой отряд разделился: я отправился в дальний конец деревни (тот, что ближе к кладбищу), а моя коллега осталась в её центральной части. Не успел я отойти на десяток шагов, как она уже внимательно слушала местную бабушку, шедшую по делам в магазин. Теперь найти собеседника предстояло мне. Я не спеша двинулся по улице. Чем дальше я отдалялся от Пупа, тем привычней становилась деревня – постепенно исчезали разрисованные дома, появлялась разруха и опустошённость. На пути мне встретилось около пяти пустых домов с выбитыми окнами. Наверное, хозяева не выдержали груза ответственности, который падает на жителей столь популярного в определённых кругах места.

И вот опять деревня приобрела среднестатистический вид. У колонки рядом со школой собралась толпа местной детворы. Они глазели на странного вида мужчину: не то перса, не то индуса. Он шёл босиком в юбке и меховой жилетке. Впрочем, жилетка ему была не слишком нужна ввиду обилия собственной растительности на теле. Детвора галдела и тыкала пальцами, а мужчина шёл, не обращая на них ни малейшего внимания. В руках он нёс огромный барабан. Либо у него была железная выдержка, либо мысли его в тот момент были за пределами Солнечной системы. Когда он поравнялся с ребятнёй, они смолкли и внимательно проводили его глазами. Впрочем, когда следом прошествовал я (не забываем про рюкзак и плащ-палатку!), их внимательные глаза так же цепко следили за мной, исключением стало лишь уважительное «Здравствуйте!». Отбросив мысль заговорить с «персом» (вряд ли он меня поймёт, а тем более я - его), я свернул на другую улицу и вскоре обнаружил «ремесленную мастерскую». Но тщетны были мои попытки отыскать  хозяев или даже вход в неё. Видимо, в этот день был цеховой праздник. Как позже обнаружилось, не только у них – именно в этот день автобус уходил не по расписанию. Раздосадованный, я продолжил осмотр улицы.

Вскоре мне встретился дед лет шестидесяти, который, воровато озираясь по сторонам, вылезал из кустов с крапивой. Я решил не упускать такого ценного информанта и направился к нему. Увидев меня, дед потупил взор и опасливо посмотрел на кусты. После знакомства я выяснил, что он направляется в гости к дочери, а в кустах прячет «красненькую», которую он мне тут же и предложил. Расположившись на траве, мы неспешно стали обсуждать особенности местной жизни. Пригубив для приличия, я отдал бутыль («красненькая» оказалась портвейном «777») деду, который, видимо, отложив планы на посещение дочери, хорошо отпил из неё и начал перечислять свои подвиги. Выяснилось, что он принимал непосредственное участие в строительстве той самой церкви, которая установлена на Пупе. Всё делали «на глаз» местные жители своими силами. Обмолвился он также и отношением к бабаджистам, буддистам, язычникам и другим приезжим: мы их не трогаем и они нас. Чудес он никаких не видел (что удивительно, учитывая антиалкогольную кампанию, которую проводит его дочь), инопланетян тоже. Живёт как и прежде, иногда показывает туристам окрестности, водит на экскурсии по озёрам. Нашу беседу с ним прервал подошедший сосед, назвавшийся Мишкой. Он поинтересовался, с кем это дед разговаривает, и узнав, что я – историк, очень заинтересовался. Сказал, что тоже любит историю и пригласил в гости. Мы устроились в кухне, где тут же было организованно чаепитие с конфетами и бутербродами. За чашкой чая Михаил рассказал о своей жизни: как служил в армии, работал на севере и вернулся в Окунево. Здесь он иногда охотится и водит экскурсии к Пяти озёрам. Кстати, все местные жители уверяют, что без проводника из местных на эти озёра ходить опасно: легко заплутать. Мой собеседник рассказал случай, когда он повёл к озёрам группу туристов на машине, оборудованной навигационной системой GPS. Пока он им дорогу показывал, система работала верно. Но после того, как он их довёл и распрощался с подопечными, система отказалась показывать обратную дорогу. Вот и надейся на технику после этого! Рассказал и о том, что верит не в Иисуса Христа, как все, а в Перуна. А объяснить, почему - не смог. Хвастался книжкой, которую по почте выписал – что-то про энергетику человека. Я так ничего и не понял. Допив чай, мы пошли на автобусную остановку – мне нужно было на автобус, а Михаилу – в магазин за пивом. На остановке мы и распрощались. Дождавшись завершения разговора моей спутницы с бабушкой, мы пошли ждать автобус. Уже на остановке выяснили, что он будет только вечером, т.к. послеобеденный сегодня не приедет. Расстроенные, мы решили побеседовать ещё с кем-нибудь и зашли в первый дом, который попался на глаза. Надо сказать, что с выбором мы не прогадали – в доме жила семья ясновидящих!

Ворота нам открыл мужчина лет сорока с большой рыжей бородой и туго стянутой косичкой. Осведомившись, кто мы такие, он тут же стал рассказывать о жизни. Оказалось, что он с женой раньше ездил по всей стране в поисках аномальных зон. А теперь окончательно осели здесь, так как места вокруг необычные. После непродолжительного разговора он пошёл спросить разрешения жены пустить нас в дом – просто так они ни с кем не разговаривают. Жена разрешила, и мы прошли в дом. Хозяйка была старше мужа, как он уверял, в два раза, но была женщиной энергичной и добродушной. Рассказала о жизни, показала фотографии с разных аномальных зон, раскрыла причину Окуневской аномалии – оказывается, здесь река Тара делает много изгибов, отчего образуются сильные потоки энергии. Отсюда и многочисленные летающие энергетические шары, привидения и прочие сверхъестественные явления. Рассказали они нам и об отношении местных. Выяснилось, что к приезжим местные жители относятся негативно – всё время норовят что-то украсть, сделать какую-нибудь гадость. Объясняют это завистью – у супругов хороший огород. А местные ленятся и ничего не хотят делать. Узнав много нового, мы засобирались в дорогу.

Не строя иллюзий по поводу ожидания автобуса, мы двинулись в Бергамак пешком. Палящее солнце вскоре стало припекать одиноко шедших по дороге этнографов. На наше счастье вдалеке показался  автомобиль. Вытянув руки в надежде на доброту водителя, мы замерли в ожидании. Нам повезло, машина остановилась, на передних сиденьях «четвёрки» сидели двое мужчин средних лет. Они ехали в Муромцево и охотно согласились подбросить нас. По ходу разговора мы узнали, что один из них недавно открыл собственный постоялый двор в Окунево. С улыбкой рассказал он о местных чудесах. Упомянул, что где-то в этих местах находили доспехи Ермака и бивни мамонта. Но увы, вскоре мы приехали до места назначения и наши спасители, вежливо попрощавшись с нами, умчались вдаль. А мы побрели по уже привычной бергамацкой дороге, переваривая впечатления от поездки.

 

П. Шинкевич

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2018