|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Публикации 2008 | Конференции 2008 | Экспедиции 2008 | Конференции 2009 | Публикации 2009 | Экспедиция 2009 | Гранты 2010 | Конференции 2010 | Экспедиции 2010 | Публикации 2010 | Гранты 2011
Проект осуществляется при финансовой поддержке
РОДОСЛОВНЫЕ СИБИРСКИХ БУХАРЦЕВ
Введение Основная научная проблема, на решение которой был направлен проект – решение методологических, источниковедческих, историографических проблем изучения мусульманских родословных в Западной Сибири среди сибирских бухарцев (тюрок-переселенцев в Сибирь из Средней Азии) по материалам сравнительного анализа данных арабописьменных рукописей, метрических книг, ревизских сказок, переписей населения и современных генеалогий. В мировой науке исследования мусульманских генеалогий находятся в русле изучения дихотомии народный / официальный ислам и в первую очередь в рассмотрении развития суфийских братств, что имеет и политическую подоплеку в связи с конфликтами на Северном Кавказе, Афганистане и ряде других мест. Наиболее плодотворной при этом оказалась методика учета и анализа одновременно этнографической реальности и разнообразных по своему происхождению письменных источников (рукописей, эпиграфики и т.п.). Причем на примере центральноазиатских исследований (юг Казахстана, Узбекистан, Туркмения) эти опыты стали реализовываться в 1990-е и 2000-е годы с опорой на результаты исследований русской востоковедной традиции (В.В. Бартольд, В.Н. Басилов, О.А. Сухарева) и успешного сотрудничества с западными коллегами. В частности, методологическая установка американских и европейских ученых (D. DeWeese, A.J. Frank, M. Kemper) состоит в широком взгляде на явления мусульманской культуры, без замкнутости на одном регионе, а также в интересе к смене угла зрения в исследованиях Востока (E.W. Said). Это наряду с привлечением максимально доступной базы источников позволяет видеть в исторической ретроспективе целые культурные комплексы (например, совместные работы J. Paul, A. Muminov и А. Бабаджанова о памятниках эпохи Шайбанидов). Текстологическая работа предполагает здесь рассмотрение структуры и содержания цельного текста в его эволюции. Например, А.К. Муминов при работе с казахскими шаджара пытался понять, как влияли каждый раз на новые копии политические, религиозные и иные факторы. Зарубежные стажировки позволили местным узбекским и казахстанским научным кадрам познакомиться с европейским инструментарием исследований, опирающимся традиционно на сочетании работы с восточными рукописями и этнологии. Легендарное в источниках не становится «фактом» в их статьях: авторы ищут истоки этих мифологических образов и пытаются сопоставить их с реальностью. Напротив, в современном российском исламоведении наметилась тенденция к изоляции разработок местной исламской культуры (по отношению к Сибири - концепция «религиозного синкретизма» А.Г. Селезнева и И.В. Белича), несмотря на апелляцию к теоретическим разработкам мировой науки. Это еще одно направление, имеющее явный крен в сторону этнографических штудий. Оно не имеет критического исследования рукописного материала, являющегося одним из основных в европейском подходе. В работах Р.Х. Рахимова суфийские манускрипты вообще рассматриваются как достоверные исторические документы. Истоки такого феномена, как астана – могилы святых в Сибири, обретают у этих авторов лишь направление – из Средней Азии. Хотя следует признать, что за последние 30 лет сибирские этнографы и историки собрали большой массив эмпирического материала, методологическая обработка которого, однако, отстает. Используемые в настоящем проекте подходы основываются на сбалансированном сочетании европейской традиции и опыта сибиреведческих изысканий на двух этапах: экспедиционном и «кабинетном». Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект – реконструкция генеалогий сибирских бухарцев и выявление исторических параллелей к отраженным в источниках образам и традициям. Итогом работ стали опубликованные и подготовленные к печати статьи и монографии. Новизна поставленной задачи состояла в том, что впервые анализ родословных сибирских бухарцев проводится на стыке этнологической науки и исламоведения с привлечением аутентичных рукописных документов XVII-XX вв. (шаджара), написанных на старотатарском, персидском и турецком языках, а также многочисленных материалов государственного регистра (в том числе со стороны Духовного Управления мусульман). Среди источников – большой массив этнографической информации, собранный в местах расселения изучаемой общности на протяжении более чем 30 лет. Найденные и введенные в научный оборот источники должны способствовать сохранению культурного наследия народов России в целом.
В ходе командировки в Казахстан была предпринята поездка в г. Сайрам Чимкентского акимата Республики Казахстан. Был посещен ряд почитаемых мавзолеев XIV–XIX вв., связываемых с мистической традицией братства Йасавийа, таких как Карлыгач-Ана, чья усыпальница пользуется большим успехом у женщин, а также Ибрахим-Ата, который считается отцом легендарного суфия хваджа Ахмада Йасави, жившего предположительно в XI в. Особое значение для изучения сибирского ислама имею два мавзолея в Сайраме – это усыпальницы Мир-‘Али-Баба и его отца Малика-Баба. Дело в том, что имена этих святых йасавийского братства и даже мавзолей одного из них упомянуты в различных вариантах генеалогии сибирского клана Шиховых. Согласно этой генеалогии, Шиховы переехали из Сайрама в окрестности города Тара и являются прямыми потомками Малика-Баба, поэтому по праву носят титулы шайхов и даже сайидов, т.е. наследников Пророка Мухаммада. Проблема заключается в том, что в самом Сайраме, как и за его пределами, в руках у смотрителей этих мавзолеев (хваджа) находятся аналогичные генеалогические грамоты. Никаких указаний на известных нам членов клана Шиховых до сих пор найти не удалось. Вкупе с некоторыми «слабыми местами» генеалогий Шиховых чисто источниковедческого (палеографического) плана, это обстоятельство заставляет сомневаться в подлинности предоставлявшихся Шиховыми документов. Впрочем, возможен и тот вариант, что это было лишь признание Малика-Бабы в качестве духовного первопредка. Иными словами, нет оснований сомневаться, что Шиховы действительно происходят из Сайрама, но каков был их статус до переселения в Тару, пока неизвестно. Возможно, новые находки сакральных родословных на юге Казахстана прольют свет на этот вопрос. Параллельно осуществлялся поиск рукописных родословных среди тюркоязычного населения Западной Сибири. На месте все рукописи предварительно датировались, делалась их атрибуция, полное археографическое описание по схеме О.Ф. Акимушкина. У владельцев собиралась максимально полная информация о прежних владельцах и о верованиях, связанных с книжностью. Несмотря на то, что родословия сибирских бухарцев не раз использовались в работах исследователей, остается еще очень много вопросов, связанных как с их происхождением, так и с предназначением этих документов для представителей разных родов вплоть до начала XX в. Большинство исследователей связывали эти источники с с процессом исламизации сибирских татар. За рамками рассмотрения проблемы остались социально-экономические факторы, повлиявшие на длительное существование и продолжение рукописных родословий. В ходе изучения и сопоставления различных источников был сделан вывод о том, что родословные служили также доказательством наследования земельных владений и предъявлялись местным властям вместе с выписями из дозорных книг, являвшихся юридическими документами и дающими право на владение землей. Подробно эта проблема была рассмотрена на примере элитного бухарского рода Имьяминовых (в настоящее время потомки этого рода проживают в д. Сеитово Тарского района Омской области). В результате проведенных исследований в 2010 г. подготовлено несколько работ:
– монографии: 1) Корусенко С.Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII в. (сдана в печать); 2) Бустанов А.К., Корусенко С.Н. Родословные сибирских бухарцев (рукопись); – статьи: 1) Бустанов А.К., Корусенко С.Н. Родословные сибирских бухарцев: Имьяминовы // Археология, этнография и антропология Евразии. – Новосибирск, 2010 – № 2. – С. 97–105 (журнал списка ВАК); 2) Бустанов А.К. Родословные сибирских бухарцев: Шиховы (рукопись); 3) Бустанов А.К. Феномен «шаджара» в Сибири (рукопись); 4) Корусенко С.Н. Сибирские бухарцы: формирование и трансформация этносословной группы (рукопись).
Заключение В результате работ по проекту обнаружены, сохранены и представлены общественности сотни рукописных источников, среди которых важное место занимают письменные арабографические родословные (шаджара), которые являются ценнейшим источником по истории исламизации сибирских татар. Большая часть родословных связана с элитными бухарскими родами, потомки которых до сих пор проживают на территории Омской области. Таким образом, сохранено и введено в научный оборот богатое культурное наследие тоболо-иртышских татар, связанное с их высоким уровнем письменной культуры.
© С.Н. Корусенко, 2010 |