|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры Творчество наших студентов | Отчеты | Генеалогическая классификация языков | Классификация языков в Рунете А. Грешилов Студент исторического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Бурятские и армянские обычаи и обряды Свою работу я хотел бы посвятить традициям и обычаям не одного, а нескольких народов мира. На это есть несколько причин. Ну, во-первых, сам я очень далек от традиционной культуры как русского народа, так и других народов. Во-вторых, не знаю полностью ни одного обычая. Наконец, в-третьих, я думаю, что и другим будет интересно узнать о традициях разных народов. Мой папа родился и вырос в Республике Бурятия. Сам он русский, но
традиции бурятского народа не остались им незамеченными. Да и как они могут
остаться такими, если все обычаи бурятского народа яркие и запоминающиеся. Еще один интересный обычай у бурят связан с их верой – язычеством. Когда в бурятской степи долго нет дождя и, как следствие, трава становится непитательной для скота, буряты прибегают к своему традиционному обряду – жертвоприношению. Они берут большой котел – чан. Наливают доверху воду, бросают туда какие-то приправы, доводят до кипения и потом бросают туда барана, чуть ли ни целиком. Естественно, без шкуры и наверняка выпотрошенного. Варят все это. После того, как это все сварилось, они начинают разделывать тушу. Самое главное здесь – это не повредить ни одной кости. Считается, если повредишь кость – сделаешь плохо Богу, поскольку баран – божья тварь. Таким вот образом буряты просят Божьей милости, чтобы тот послал им дождь. Еще один обычай, который рассказал мне папа, связан со свадьбой. У бурят есть такая традиция – жених должен выкупать невесту. Выкуп не маленький, он может составлять несколько десятков голов баранов или других животных, например, крупного рогатого скота. Самое интересное, что весь этот выкуп идет отцу невесты иего семье. Из всего мной выше сказанного может сложиться впечатление, что буряты только и делают, что гуляют и пьют. Это не совсем так. Можно сказать что у бурят, как и у многих родственных народов есть свой «традиционный вид спорта». Это скачки на лошадях, демонстрация своих умений владения скакуном. Это чаще всего происходит на каких-либо праздниках. Собирается весь народ с данного поселения, участники – и начинается. Могут соревноваться представители разных поселений. Получается некоторое подобие американского родео. Вот в среде такого народа с такими обычаями и прошло детство и юность моего папы. Мой отец, будучи уже офицером, несколько лет служил в Армении, когда эта страна входила в состав СССР. Я тоже там жил несколько лет. Хотя я тогда был еще маленький, но в памяти повседневная жизнь этого народа у меня осталась. Я все время спрашивал у своих родителей: «Почему они все так поздно едят?». Действительно ужин, если его можно так назвать, начинается у них часов в десять – одиннадцать, а заканчивается... Заканчивается, когда уже, что называется, «первые петухи пропели». Это у них сложившаяся традиция. У армян есть такой обычай –Хаш. Суть его – прием пищи, причем очень
жирной поздно ночью. Но это не просто так. Этот обычай имеет давние исторические
корни. Для этого обычая у армян существует один из дней в году, какой именно я не знаю. Ближе к полуночи женщины начинают кипятить большой котел с водой и одновременно кладут туда суповую основу. В ее качестве идут ноги, потроха и т.д., то есть то, что ела в свое время обслуга. Позже туда кладутся специи, приправы. Всего этого много и варится оно около двух - трех часов. Как раз это приготавливается к трем - четырем часам утра. В это время начинается трапеза. Продолжается она, пока у людей есть силы. Несмотря на то, что мясо там не самое ценное, мой папа говорит, что это очень вкусно и есть непривычному к таким застольям человеку не хочется дня два. Вот таким интересным образом почитают армяне своих предков. Хаш – это своеобразный день солидарности армян, день их единения. Свидетелем вот таких, на мой взгляд, интересных обычаев бурят и армян стал свидетелем мой папа. Я надеюсь, что я узнаю о ещё более интересных традициях, а ещё лучше стану их непосредственным участником. © А. Грешилов, 2004 На страницу проекта >>> На "Творчество наших студентов" >>>
|