![]() |
|||
![]()
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() НАРОДЫ СЕВЕРА: Коренные народности Севера представлены в экспозиции музея манси (8,3 тыс. человек), хантами (22 тыс. человек), селькупами (3,6 тыс. человек).
Ханты (остяки) проживают в Тюменской области, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе и в Томской области. Включают в себя южных, северных и восточных хантов. Селькупы (остяко-самоеды) проживают в Томской области, Ямало-Ненецком автономном округе и на северо-западе Красноярского края. Включают в себя южных (нарымских) и северных (тазовско-туруханских) селькупов. Языки ненцев и селькупов относятся к самодийской ветви, а хантов и манси – к угорской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По антропологическим признакам эти народы принадлежат к уральской малой расе, сочетающей в себе европеоидные и монголоидные признаки. Традиционные занятия – охота, рыболовство, оленеводство.
Манси, ханты и селькупы всегда вели охотничье-рыболовецкое хозяйство. Охота и рыболовство составляли основу жизнедеятельности таежных народов и наложили известный отпечаток на их образ жизни, быт и культуру. Кроме того, они занимались собирательством, выделкой шкур, обработкой кости и бересты. Позднее у жителей тундры было заимствовано оленеводство, а у русских – земледелие. Оленеводство у обитателей тайги и лесотундры носило транспортный характер, в отличие от тундрового крупнотабунного оленеводства ненцев. В экспозиции находится олений недоузок, сработанный из кости, использовавшийся селькупами. Аналогичная оленья упряжь имела место у манси и хантов.
Для охоты использовались различные ловушки – пасти, плашки, клепцы, черканы, ставные луки. Осенью охотились на водоплавающую и боровую дичь при помощи слопцов, пленниц, перевесов. Заготовка рыбы шла, главным образом, летом. Рыбаки выезжали на реки и озера к местам рыбного промысла. Жили в это время в легких шалашах и летних чумах, крытых берестой. Передвигались по воде на легких лодках-долбленках. Рыбу ловили при помощи запоров, которыми перекрывали протоки, использовали также различные ловушки из прутьев, жерлицы, ставные сети, неводы. В прошлом снасти плели из крапивных нитей, в качестве грузил использовали камни, которые обшивались в берестяные чехлы. Такое грузило представлено в экспозиции. Охота и рыболовства обеспечивали основными продуктами питания. Но, помимо мяса и рыбы, коренные обитатели севера Западной Сибири употребляли в пищу ягоды, коренья, кедровые орехи. Все это заготавливалась в больших количествах.
Некоторые виды этих изделий представлены в экспозиции. Берестяную утварь обычно украшали геометрическим орнаментом. Изготовлением берестяных изделий занимались, как правило, женщины. Для изготовления орудий охоты и рыболовства, средств передвижения, жилищ коренные жители тайги и лесотундры использовали разнообразные инструменты: ножи, скобели, рубанки, ручные и лучковые сверла. В экспозиции помещено селькупское лучковое сверло пур, которым широко пользовались для различных работ по дереву.
С промысловой деятельностью коренного населения Западной Сибири тесно были связаны традиционные религиозные культы, обряды и праздники. Существовали специальные культовые места, где хранились семейные, родовые, племенные культовые принадлежности. Святилища находились в глухих, труднодоступных местах леса. Духов старались всячески задобрить, приносили им жертвы, обращались за помощью. Особым почитанием у хантов, манси и селькупов пользовался медведь. Его нельзя было убивать и есть его мясо. В его честь устраивались специальные медвежьи праздники, которые сопровождались различными церемониями. На таком празднике разыгрывали пантомимы, танцевали ритуальные танцы. Участники праздника надевали специальные ритуальные маски, изготовленные из бересты. В экспозиции представлена ритуальная маска манси. Многие элементы традиционной культуры коренных народов тайги и тундры Западной Сибири продолжают бытовать и в наши дни.
©
Л.Т. Шаргородский |