|
|
|||
|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Вступление | История музея | Этнографическая экспозиция | Фотогалерея Казахи | Народы Севера | Немцы | Русские | Сибирские татары | Телеуты | Тобольская резная кость | Украинцы | Чуваши | ШорцыТЕЛЕУТЫ В настоящее время численность телеутов составляет более 3 тыс. человек. Проживают они в Беловском районе Кемеровской области и близ г. Новокузнецка, а также в республике Горный Алтай. Телеуты относятся к южным алтайцам и делятся на бачатских и майминских.С V–VI вв. до н.э. на южном и северном Алтае появляется население с монголоидным физическим обликом. Оно проникает сюда, суда по археологическим памятникам, из Забайкалья и начинает смешиваться с алтайскими аборигенами древнего европеоидного типа. Этническими носителями нового для Алтая антропологического типа были монголоязычные, но, главным образом, тюркоязычные племена, которые несколько позднее образовали на Алтае новое временное военно-политическое объединение кочевников – так называемый Тюркский каганат. В период Тюркского каганата (VI–VIII вв.) и позднее монголоидный антропологический тип стал господствующим в южном Алтае. Телеуты относятся к центрально-азиатскому антропологическому типу монголоидной расы, характеризующемуся смешением различных монголоидных групп разного времени. Ближайшими историческими предками современных телеутов были кыпчакские племена. Язык телеутов образует особый телеутский диалект в составе алтайского языка, относящегося к киргизо-кыпчакской группе тюркских языков.
Характерной особенностью алтайских селений являлись их разбросанность и малочисленность. Селение состояло из нескольких юрт, чаще не более десяти. Располагались они в долинах, по берегам рек. Жилищем телеутов были юрты двух типов: 1) конический шалаш из жердей, поставленных в круг и покрытых берестой или корой лиственницы; 2) войлочная круглая юрта с куполообразной крышей. Остов ее делался из деревянной решетки, состоящей из нескольких звеньев. Крышу составляли тонкие палки, которые укреплялись нижним концом в верхней части решетки, а верхним вставлялись в деревянный круг, служивший дымовым отверстием. Жилища входом обычно были ориентированы на восток. Бачатские телеуты еще до революции стали жить в домах русского типа.
В убранстве жилища телеуты придерживались определенной традиции, которая никогда не нарушалась. В соответствии с делением юрты, позднее избы или пятистенка, на мужскую и женскую сторону размещались все предметы быта. На женской половине находились чугунные котлы казаны, деревянные ведра конок, большой сосуд архыт, меньшие по величине сосуды из кожи тажуур, торсук, барбуй, деревянные блюда табак, тепши, чара, деревянные чайные чашки айак, большие и маленькие ступы сокы и другие предметы. Некоторые из них представлены в экспозиции – это шумовки, глиняная тарелка, глиняный кувшин, туесок.
Таким образом, все имущество, которым располагала семья, хранилось в жилище, каких-либо других строений для этого не было, за исключением коновязи. Юрта служила и жилищем, и местом хранения имущества, и даже местом содержания молодняка. Гостей хозяева принимали (женщин – на женской половине, мужчин – на мужской) сидя на полу на войлочных ковриках у богачей, на шкурах телят, козлят или на куске бересты у бедноты. Столики были четырехугольные или круглые на трех-четырех ножках.
Женская одежда у телеутов была такой же, как и мужская, за исключением верхней. Специальной одеждой замужних женщин являлся чегедек – длиннополая безрукавка, вместо рукавов у которой были вырезы, и он мог надеваться поверх любой одежды. В экспозиции мы видим один из видов женской одежды – свадебный халат.
Национальной мужской прической была косичка кедеге, заплетенная на темени бритой головы. К этой косичке также привязывались украшения из пуговиц, ракушек и т.д. Некоторые виды вышеназванных украшений можно увидеть на выставке.
В настоящее время жизнь телеутов Кемеровской области значительно изменилась. Их поселки, расположенные в зоне Салаирского кряжа, приобретают характер рабочих поселков. Многие телеуты работают на рудниках. Но часть их по-прежнему занята в сельском хозяйстве. Значительный интерес вызывает то, что бачатские телеуты, оказавшись в зоне интенсивного промышленного развития, во многом сохраняют свои национальные черты в материальной и духовной культуре.
© С.Н. Корусенко,
2003 |
||