|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа ВОТ ТАК И ЖИВЕМ... Материалы собраны при финансовой поддержке Предлагаем Вашему вниманию, уважаемые посетители сайта, некоторые материалы, собранные участниками этнографической экспедиции ОмГУ летом 2006 г. в селе Поречье Муромцевского района Омской области. В текст включен только один рассказ, записанный в соседней с Поречьем деревне Игоревке. В тексте будет специально оговорено, что рассказ записан в Игоревке. Процитирован также один официальный документ (сценарий выездного семинара учителей географии), составленный учительницей географии Пореченской средней школы Екатериной Семеновной Хромёнок. В него был включен и сценарий розыгрыша игры "Терешка". Поскольку люди делились с нами семейными историями, часто довольно деликатными, их полные имена на сайте не указаны. Информаторы скрыты за инициалами. Не указаны места их работы и должность. Все процитированные материалы хранятся в Музее археологии и этнографии ОмГУ, где можно узнать полные сведения о происхождении приведенных ниже рассказов. Подготовила
учительница географии Поречье образовано в 1895 г. переселенцами из ряда губерний. Первыми обосновались Барчевские, Ковалевы, Василевичи, Соловьевы. В 1931 г. образован колхоз "Новая жизнь". Первым председателем был Василевич Михаил Степанович, первым трактористом Сердюков Петр Кириллович. Радио заговорило в 1955 г., лампочка зажглась в 1961 г. С 1963 г. колхоз носит имя Фридриха Энгельса. В послевоенное время в селе был крахмало-паточный завод, кирпичный завод, маслозавод. Пореченский детский дом № 19 открылся в августе 1945 г., директором был Муромцев Михаил Николаевич. В декабре 1955 г. детский дом был расформирован. В школьном музее хранятся рисунки воспитанников детского дома. Село Поречье образовано в 1895 г., а первая школа открылась в 1910 г., работала она на частных квартирах. В 1932 г. школа становится "школой колхозной молодежи". С 1934 г. школа стала семилетней, а с 1957 г. стала средней. Сегодня школа, построенная в 1982 г. готовится к своему 20-летию. На данный момент (январь 2003 г.) в школе обучается 93 ребенка по трем ступеням образования, в школе насчитывается 9 классо-комплектов. При школе работает интернат, в котором проживают в течение учебной недели 25 учащихся из деревень Алексеевка и Инцисс. Школа имеет два структурных подразделения: малокомплектные школы в д. Алексеевка (11 учащихся) и в д. Инцисс (3 ученика). В настоящее время педагогический коллектив составляют 20 педагогов. Все работают по своей специальности. 11 педагогов с высшим образованием, 8 - со средним специальным, 1 - заканчивает университет. Средний возраст 38 лет. Среди педагогов 9 человек - выпускники школы. Об
истории Поречья Первой в Поречье приехала одна семья Барчевских: дед Василь, уже женатый, с ребенком - дедом Лукашом, и брат Василя - дед Степан. Деду Лукашу тогда всего 5 лет было, деду Степану - лет 12-ть. Вроде бы они приехали в Тару [город в Омской области. - Соб.], потом их отправили в Нагорное [село в окрестностях г. Тары. - Соб.], а уж оттуда сюда, где сейчас Поречье стоит. А вот родителей Василя и Степана с ними, кажется, не было. Что-то ничего об этом не слышала. Поселились они там, где сейчас "Поселок" [сейчас это название пустоши немного северо-восточнее села и на другом берегу р. Инцисс или Инциски, как ее называют в Поречье. Теперь там пасут скот, поскольку Поселок расположен на мысу. Ходить в это место неудобно, приходится давать большой крюк, чтобы выйти на мыс через относительно узкий проход. - Соб.]. Они бы, наверное, хотели жить на большой реке, такой как Тара, но тогда к ней поселенцев татары не пускали. Когда в Поречье и другие семьи приехали, с поселка пришлось уйти, там места мало, да и скот не выпустишь - некуда. Потом только приехали другие поселенцы - Ковалевы, Морозовы, Щукины, Соловьевы. А еще позже стали вокруг Поречья хутора строить. У деда Василя жена была баба Маруся. Она сначала за 18 км ходила в Нагорное хлеб печь, в Поречье еще ни одной печи не было. Брала с собой муку, а квашенку ей там давали. Останавливалась все время в одной семье, хорошие были люди. Хлеб напечет и домой несет. Барчевские были довольно богатыми. У деда Василя дом был двухэтажный, веялка. В 1931 г. его раскулачили, дом под школу отобрали. Моей маме [Ульяна Лукинична Хромёнок (Барчевская), 1915-2004 гг.] тогда было всего 16 лет. Отец [Хромёнок Андрей Алексеевич, 1907-1986 гг.] про раскулачивание прознал и пришел маму сватать, чтобы ее не сослали вместе со всеми. Отец старше был и женат до брака с мамой. И вообще все Хромёнки считались бедными. Ему бы никогда мать не отдали, если бы не раскулачивание. А так женился он на маме. А про первую папину жену я знаю только, что звали ее Шура. Ее свекровка, моя бабушка, деньги хранила в платочке. Шура их украла. Потому и с отцом они разошлись. Что с ней стало, куда она делась, я никогда не слышала. В нашей семье вообще несчастной любви было много. У деда Василя детей было пятеро: Лукаш, Гаврила, Андрей, Мария, Елена. Так вот Елена, баба Лена для нас, очень любила Василия Алексеевича Хромёнка. А отдали ее за Николая Седлицкого, что [потому что. - Соб.] богатый. Он с родителями на хуторе жил. Елена на хуторе неделю прожила и домой сбежала. Так дед ее бичом гнал назад. Нажила она с Николаем трое детей. А когда Колчак шел, дядя Коля с ним сгинул. После Гражданской войны сюда прислали переселенцев, ссыльных: Мужиловых, Легец, еще кого-то. Баба Лена вышла за Мужилова, у нее еще двое детей было. Потом они все в Омск уехали, теперь в Поречье Мужиловых нет. А Василия Алексеевича Хромёнка любила сестра сродная Елены - Анна (баба Ганна), дочь Степана Семеновича Барчевского. Но и ее отдали за богатого - за Тумара и тоже на хутор. Она спать после свадьбы легла и мешок себе на ноги надела, на поясе веревкой завязала - защита это была от мужа. Сбежала она с хутора. И вышла замуж за Хромёнка. В ночь раскулачивания уехал из Поречья Гаврила Васильевич - брат моего деда. Посадил семью в телегу, что влезло туда - побросал и поехал. Жил он потом в Барабе, в Новосибирской области. А деда Василя и деда Лукаша забрали, отправили на Васюган. Дед Лукаш вернулся через 10 лет [в 1941 г. - Соб.], дед Василь умер там". Запись коллективной беседы в администрации Пореченского сельского поселения. В беседе принимали участие:
А.А.А. У нас в округе раньше много деревень и хуторов было: Хмелевка в 5 км от Поречья, по дороге надо было ехать, что за Кургеевой горой и кладбищем идет, там же Тумаров хутор, 3-4 км от Поречья, Корчажное еще дальше за Хмелевкой, там уже Куликовка рядом была. Каваза - это в сторону Муромцева 2-2,5 км. В другую сторону были Бекмес, Коршуновка, две Петровки - первая и вторая. Первая Петровка разъехалась раньше, вторая - примерно в 1955 г. Она в шести километрах была в сторону Коршуновки. А до Коршуновки считают 8-10 км, туда и сейчас ездят - покосы, дровники, ягоды там есть. Дальше за Коршуновкой были Опушка, Калачевка, Нагорное, но это уже не наша округа. Хотя мы с ними роднились. Х.Е.С. Бекмес разъехался годах в 1967-1968, а последним дед Антон Хмельницкий уезжал, это уже, наверное, 1975-1976 год был. Коршуновки нет с начала 1970-х гг. В Коршуновке и Бекмесе только кладбища остались. Туда обычно на Троицу ездят на могилы. У нас до сих пор принято на Троицу на кладбище по субботам ходить. На пореченские могилы так и ходят. А туда по воскресеньям ездят. Д.А.Н. Хмелевка разъехалась в 1961 г. Я это хорошо помню - мы с матерью последние уезжали, я в 5 классе учился. Сейчас, конечно, не уехал бы. В Хмелевке к 1961 г. дворов 35 было, не так уж мало. А тогда? Мать осталась одна в деревне, нас в семье двое: она да я. Ребенок за 5 км в школу ходит, ей на работу [в Поречье. - Соб.], в магазин не набегаешься. Так и уехали. Купили избу одностопную на Кургеевой горе. А у нас дом очень хороший был - высокий, окна большие. Но мать сама бы его в Поречье не перевезла, а помочь было некому. Продала она дом на вывоз, в Нижне-Омский район. Я в тех местах был как-то по делам, видел наш дом. Стоит... И еще простоит - хороший дом был. Г.Г.М. У нас сейчас сенокосы на местах старых деревень: в Хмелевке, на Тумаровом хуторе, в Корчажном. Я вообще не знала, что Корчажное - это деревня была. А недавно справку делала, смотрю место рождения - д. Корчажное, 1927 год рождения. А.А.А. Раньше и хуторов много было: Тумаров хутор, там Тумары жили, один дом стоял. Сам-то Тумар умер, а на Кочерге [улица в Поречье. - Соб.] жена Тумара Николая Адамовича живет, она Шпилевская по отцу, Анастасия Степановна. За Тумаровым хутором стоял Белявский хутор - тоже один дом. Кургеев хутор был, тоже один дом. Потом они уехали с хутора, поселились на Кургеевой горе [улица в Поречье, за р. Инцисс. - Соб.]. За Коршуновкой Салкин хутор был, в сторону Петровки. Тетка моя на Седлицком хуторе жила, там Седлицкие жили. Я еще ребенком там была, помню, один дом там стоял и хозяйство вокруг. Еще Аршапка - хутор был. Д.А.Н. Мне уже 56 лет, а я хуторов не помню. Они разъезжались, как коллективизация началась. Да что, стоит один дом, ни электричества не подтянуть, ни дорогу. Я слышал, только Чумаковка побольше была, дома 3-4. А ведь это тоже хутор? А.А.А. Да, хутор, Чумаков хутор назывался, Чумак там жил. Г.Г.М. У нас до сих пор помнят кто откуда. Мурашкины - бекмесские, Шмакова Валентина Степановна - коршуновская, Анатолий Николаевич Дубина - хмелевский. Делюкина Альвина Кузьминична, наша зав. клубом - тоже хмелевская. Об этническом самосознании Информатор: Г.Г.М., род. в с. Поречье Муромцевского района Омской области, "русской пишусь, но корни белорусские", образование среднее, служащая. Г.Г.М. рассказала, что о своих белорусских корнях узнала только из уроков истории, которые вела в местной школе Нина Федоровна Баньковская. Именно она рассказывала детям о переселении белорусов в Сибирь и упоминала, что приехали основатели Поречья тоже из Поречья, только белорусского. "Я помню однажды на чердаке в доме у тети Лизы [родная сестра матери матери информатора. - Соб.] нашла однажды толстый такой атлас СССР, большого формата. Всё искала в нем Поречье в Белоруссии. Их много оказалось, и Алексеевок - тоже. Моя бабушка говорила, что мы родом из Могилевской области, а тетя Лиза - что из Минской. Так они и не договорились. Я теперь думаю, что, может, это по разным линиям предки из разных мест. Потом, уже в 1980-е гг. к нам приезжали строители из Белоруссии. Один парень говорил, что Поречье есть в Минской области - очень большой поселок". Г.Г.М. сказала, что все местные жители пишутся русскими. "Я потом только узнала, что в старом паспорте у моей мамы [ из Барчевских, 1932 г.р., род. в Поречье. - Соб.] было записано - белоруска. У одной из всей семьи!" По словам Г.Г.М., пореченские роднятся сейчас только с Алексеевкой, "а с Игоревкой и дальше - нет". Раньше было больше деревень, со многими роднились: с Хмелевкой, Кавазой, Бекмесом. "Хотя бекмесские говорят, что они переселились с России. Вот семья моего мужа из Бекмеса. Так он утверждает, что по матери он - донской казак. Девичья фамилия его матери - Савенко, она, вроде, из Краснодарского края". Информатор: Б.В.В., род. в д.
Алексеевка Муромцевского района Омской области, русский, образование высшее,
учитель. Определить национальность своих родственников В.В.Б. затрудняется. Только в отдельных случаях этничность родственников он называл твердо, без колебаний. Заметно, что В.В.Б. сомневается в национальности людей, рожденных до войны, говорит, что "корни у нас белорусские, эти - приехали из Белорусии, но по паспорту русские". Указывая национальность людей, рожденных после войны, без сомнения сообщает, что все они русские. В то же время, например, В.В.Б. о своей матери уверенно сказал, что она русская, хотя, называя этническую принадлежность ее родителей, также твердо сказал, что его дед (Богданов Ефим Васильевич) - белорус. Насчет бабушки -Богдановой (Зуевой) Пелагии Лаврентьевны - сказать ничего не смог, упомянул лишь, что по паспорту она была русская, а приехала, вроде бы, из Белоруссии. О хозяйстве Информатор: В.Е.П., род. в
Омске, образование высшее, учительница. Приехала в Поречье в 1990 г. на работу,
так как в Поречье давали жилье. Еще в городе у меня с мужем договоренность была: я не отказываюсь ни от какой работы, но ведь тогда я просто не знала ничего о сельской жизни, о хозяйстве. Так что, если у меня не получится, то всё на нем. Ясно было, что хозяйство завести придется. Муж из Тевриза, говорил, что всё умеет. Он сначала и корову доил, и с огородами меня учил управляться. Мы на хозяйстве не циклимся. Зарабатывали, в общем-то, во все годы помногу. У меня нагрузка под 30 часов, у него такая же [норма на 1 ставку - 18 часов в неделю. - Соб.]. Но так не хотелось с бидончиком по соседям за каждым литром молока бегать! Взяли корову. Я молоко не пью, совсем не люблю. Вот сейчас мужа и детей дома нет, я корову подою, сразу отдам всё - теленку, собаке, кошке. Я до сих пор к корове совсем не так отношусь, как здесь принято: она мне не кормилица. Если она болеет, я ее лечу, но особой любви не чувствую. Сдать корову для меня совсем не проблема. Моё домашнее животное - это кошка. Вот ее и люблю, и переживаю за нее, какие-то отношения с ней выстраиваю. Свинью то держим, то не держим. Это от многого зависит. Если планируем летом уезжать, то какая свинья? Однажды взяли коня. Несколько лет назад у молодых парней мода пошла - иметь своего коня. Старший сын Дима очень хотел. Однажды отец и привез, купил чуть ли не на мясокомбинате. Дима и младший сын Олег за ним ухаживали, прогуливали, чистили. Летом давали коня свекру, он на покосе с ним был. Но у Димы грыжа, 15 кг [столько весит большое ведро с кормом или водой. - Соб.] поднимать для него лишнее, так что и от коня избавились, тем более что мода на убыль пошла, стоял коник без всякого дела по большей части. Мы когда приехали, меня поразило, какие здесь хозяйства! Огороды по 30-40 соток, коров не меньше, чем по две в каждом хозяйстве! А коровы все [показывает руками вокруг себя. - Соб.] необъятные. Каждая по ведру молока в дойку давала. За сутки от двух коров уже фляга молока. Во всех семьях молоко сдавали. Очень на этом хорошо зарабатывали. И бычков сдавали, и свиней. В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. брали за это не деньгами, а товарами. Были какие-то программы поддержки животноводства. В какой дом не зайдешь - у всех стенки, телевизоры, хрусталь. И в колхозе здесь много зарабатывали! Скотник за лето под 1000 рублей получал. Многие за год на машину собирали. Но меня удивляло, что в магазин зайдешь - разговоры о хозяйстве, о коровах, о картошке. А в школу родителей на собрание не дозовешься. Собственные дети не так интересны, как скотина!" Запись коллективной беседы в администрации Пореченского сельского поселения. В беседе принимали участие
Д.А.Н. У меня хозяйство - 2 коровы, 2 теленка, кобыла, жеребенок, 6 овец, птицы 20 штук. Был на семинаре в городе, говорят, что это предел для личного подсобного хозяйства. Если хотите большее хозяйство содержать - выделяйтесь за черту поселения, ведите фермерское хозяйство. Так ведь такое хозяйство, как у меня - это предел. Меньше иметь даже для себя не выгодно. Я только сена должен на зиму запасти 200 ц. Понятно ведь, что сам я не смогу столько накосить, нужны и механизмы, и помощники. А дизтопливо идет по 17-50 [руб. - Соб.] за литр. Г.Г.М. Да, молоко как принимали за 3-80 за литр, так и принимают. Это при средней жирности 4,2 [то есть жирность молока не замеряется каждый раз, а расчеты ведутся исходя из "средней", условной жирности в 4,2%. - Соб.]. Да все скажут, что у нас жирность и зимой не меньше, а летом? Я дождалась 1 января в этом году, еще надеялась, что закупочные цены на молоко вверх пойдут. Их не подняли, так я сразу двух коров под нож отдала. Кормить - очень невыгодно, да и труд тяжелый. Д.А.Н. Вот-вот, все говорят о продовольственной независимости России. А кто Россию кормить станет? Ни колхозов, ни совхозов, личникам палки в колеса ставят... Дачники, что ли, всех прокормят? Дачники кто такие? Мы так называем тех, кто вообще-то городской. Для себя, в удовольствие приезжают на лето. Купят здесь дом, к огородам приедут, посеют для себя - картошки, овощей немного. Ну, свинью заведут... Осень если теплая, подольше поживут - до ноября. Грибы там, ягоды... А если холодно, картошку выкопают и назад в город. Г.Г.М. У нас дачники те, у кого прописка городская. Некоторые, кстати, здесь и зимой живут. Но хозяйств, точно, больших не имеют. Зато мы здесь хозяйства держим и для себя, и для детей. Вот у меня две дочери в городе: и мяса им, и картошки, и грибочков. Я дочке как-то говорю: "Ты больше меня мяса ешь!" Она смеется: "Так у меня кошка, не человек, она что попало есть не будет!" Правда, дочери с мужьями помогают: и на покосы приезжают, и огород садить, и картошку копать. О семейных обрядах Информатор: Г.Г.М., род. в с. Поречье Муромцевского района Омской области, "русской пишусь, но корни белорусские", образование среднее, служащая. "Запоины устраивают в день сватовства. У нас это считается большим днем, так что на запоины зовут всю близкую родню. У меня у дочери на запоинах 50 человек было. Это все наши родственники. Сватать ее из Омска приехали, человека четыре, наверное. А как своих не соберешь? Раньше между запоинами и свадьбой времени немного проходило, как получится, 1-3 месяца. А дочь моя сказала, давай, мама, мы так поживем, что со свадьбой торопиться? Год прошел, вдруг дочь говорит, ну давай, мам, свадьбу делать. В июле у нас запоины были, а через год в августе - свадьба. На свадьбе, конечно, людей больше. Но мы свадьбу в Омске делали, так что многие наши родственники не приехали, у нас все наоборот получилось: запоины чуть ли не больше свадьбы. У нас свадьбы очень большие: родни много. Поэтому свадьбы уже давно по домам не играют. Раньше у нас в столовой колхозной их делали, а теперь - в школе, тоже в столовой. Раньше браки регистрировали в сельсовете, но этого давно уже нет. Когда всё в селе было, то молодые после регистрации ехали к памятнику на Центральной улице, а родителей жениха быстро домой отвозили: молодые обязательно к дому подъезжали, там их встречали родители, бабушка и дедушка, если они есть. Выносили хлеб-соль, молодую в дом заводили. Только после этого в столовую ехали. Причем молодые еще по селу катались. Теперь уже не катаются: пока в Муромцево на регистрацию съездишь и назад, охота кататься отпадает. На второй день свадьбы свекровь сноху с сыном веником выгоняла из-за стола. Раньше, еще лет 15-20 назад, был обычай - сноха дарила в этот момент свекрови подарок, это было что-нибудь из ткани: отрез или платок. Эту ткань бросали прямо на лицо свекрови, покрывая его, говорили, "чтобы не кусалась". После того, как молодые из-за стола выйдут, свекровь надевала невестину фату и садилась с мужем (свекром) на место молодых. Это и сейчас делают. В этот момент им дарят подарки, чаще всего живность какую-нибудь: курицу или овцу. Сейчас и мелкие вещи дарят. Раньше свадьбы иначе гуляли, я это смутно помню, мне мама и старшие сестры рассказывали. В первый день жених гулял у себя дома, а невеста - у себя. Всех родственников собирали. Только на второй день жених ехал к невесте со своими гостями к обеду. Садились все ненадолго за стол, а потом жених забирал с собой в два раза больше гостей, чем с ним приехало. Приехало, например, 10 человек, уедут - 20-ть. В этот день забирали невесту. А ее родители и гости оставались в доме и гуляли дальше. Только на третий день приезжали за родителями невесты и увозили их в дом к жениху. Когда молодых спать укладывали? Что-то я ничего про это не слышала, как раньше было. И про проверку невесты тоже не знаю". Информатор: Х.Е.С., в Поречье живет с 1965 г., приехала сюда после замужества в семью мужа, образование высшее, учительница. "Ответки раньше устраивали сразу после рождения ребенка, это визит женщин к роженице. Сейчас, конечно, день ответок назначается, обычно их проводят, когда малышу исполняется месяц, его в этот день показывают всем близким и знакомым. Это довольно большой и веселый праздник. До сих пор принято, чтобы сначала приходили только женщины. Молодая мать, особенно если ребенок первый, обычно за столом почти не сидит - остается с малышом. Так, выйдет не надолго, уйдет, потом еще придет. Я, когда ответки устраивала, внук у меня родился, все сама делала, Лена [сноха. - Соб.] совсем немного помогала. А так, конечно, как получается. Бывает, что родители отдельно живут, конечно, мать все и готовит к ответкам, ей, наоборот, придут свекровь или ее мать, помогут немного. Мы на ответках долго одни сидели. Только уже к вечеру стали мужчины подходить, сначала кум подошел, потом уж другие. Мы ребенка не крестили, но кума назначили - это мой младший сын, дядя Артема. На ответках к вечеру весело становится - гармонь приносят, песни поют. Мы так разгулялись, что кумовьев запрягли в тачку для коня. Они нас, женщин, в магазин за коньяком возили". Информатор: Ф.Т.А., родилась и
живет в Игоревке, по национальности русская, хотя предки из Белоруссии, 5
классов образования, пенсионерка. Перед проводами человека в последний путь его тело нужно привести в порядок. Приглашенные люди моют умершего, родственники мыть не должны. Моют или в бане, или прямо дома, правда, дома моют так, для вида, оботрут влажными тряпками и все. Покойного одевают в новые одежды. Некоторые люди, которые чувствуют приближение смерти, начинают откладывать деньги на похороны и одежду готовить. Гроб раньше ничем не оббивали, а сейчас всегда оббивают красной материей. Раньще и крышку гвоздями не забивали. Летом, чтобы тело не портилось, его обкладывают льдом или обкуривают дом, чтобы покойником не пахло. В голову покойному ставят иконы и свечку. С попом у нас почти не отпевают, потому что у нас его нет, а издалека никто не возит. Бабки придут, отпоют молитвами, кто какие знает. Могилы у нас копают глубокие, под два метра: земля песчаная, копать легко. Гроб в могиле ставят так: голова на восток, ноги на запад. Но у нас хоронят всю родню вместе, мест не хватает, поэтому закапывают, как получится, иногда могилы стоят очень близко друг к другу. У нас мужик один хоронил отца, а мать уже была похоронена. Хоронили рядом, и сын решил посмотреть, как там мама. Копальщики откопали гроб матери, топором поддели крышку гроба. Покойница до конца еще не сгнила, на ней шаль черная была одета, сын протянул руку и потрогал шаль, все рассыпалось в прах. После этого крышку поставили обратно, могилу закопали. Не болели бы у меня ноги, так дошла бы до кладбища, если б хоронили кого, посмотрела бы, как там сынок мой... Крест ставят умершему в ноги. Хотя в деревне хоронили каких-то приезжих, которым крест поставили в головах [т.е. крест ставят в стороне, где находится голова. Информатор смогла вспомнить только два таких случая. - Соб.]. В могилу гроб опускают на веревках. Тем, кто копал могилу и опускал гроб, раздают полотенца. Их нужно обязательно забрать с собой, нигде не оставлять. Поминают сразу после похорон, на следующий день приходят на могилу только родные. Поминают на девятый день, сороковой день, ну, у кого есть деньги, еще поминают на полгода и год. Обязательно поминают на радовницу -родительский день. Как только [когда. - Соб.] деревня образовалась, кладбище было на другом месте - около речки на горке. Но приехал священник и сказал, что кладбище нужно перенести в другое место, потому что с горки стекают подземные воды через кладбище и вода может испортиться. Когда на новом кладбище первых покойников похоронили, в центре кладбища поставили большой крест, он там и стоит до сих пор". Информатор: Х.Е.С., в Поречье
живет с 1965 г., приехала сюда после замужества в семью мужа, образование
высшее, учительница. В Поречье принято вешать на памятники "фартушки". Когда свекор умер, я сама такой фартушок делала. Его можно делать из белого коленкора. А я купила ткань, как на вафельные полотенца, сложила вдвое и вырезала завязки, лямки такие и сам фартушок, полотнище. Его потом по краю надо аккуратно подрезать фестонами. Потом складываешь вчетверо низ и как на бумажных салфетках вырезаешь цветочки. Обязательно на фартушок пришивают черный крестик из лент или ткани - у кого что есть". Отвечая на вопросы, Х.Е.С. сначала сказала, что, по ее мнению, фартушок вешают на крест только в день похорон. При этом пол умершего значения не имеет, их вешают на памятники на могилах и мужчин, и женщин. Потом, вспомнив, видимо, какие-то факты, уточнила, что фартушки вообще вешают только на кресты, в редких случаях - на железные памятники. Если на могиле стоит крест, то родственники приносят новые фартушки на кладбище в поминальные дни (затруднилась уточнить - в родительский день или на Троицу). Старые снимают, новый вешают [наблюдения на кладбище показывают, что существует традиция вешать новые фартушки на прошлогодние. - Соб.]. На каменные стелы фартушки никогда не вешают. У всех ее родственников (свекры, первый муж и другие) памятники каменные, поэтому в их семье вешать фартушки не принято. О народной медицине Информатор: С.Н.А., род. в с. Поречье Муромцевского района Омской области, русская, образование среднее специальное, работала в колхозе. "Дед Степан Семенович Барчевский (1881-1974 гг.) лечил. Он сильный был лекарь: грыжи и вывихи лечил, от испуга, огники [кожные высыпания. - Соб.], а главное - от падучей лечил. У Барчевских много кто лечил: дед Лукаш [Лука Васильевич Барчевский, род. в 1891 г. в Белоруссии, сын первого поселенца Поречья. Умер в 1975 г. Племянник С.С. Барчевского. - Соб.] - огники, его родная сестра Елена (баба Лена) - как и дядя, всё могла. Но Степан Семенович славился как лекарь, хотя резкий был.
Рассказывают, например, что однажды позвали его к ребенку с ожогами, свои же
позвали, пореченские. А родителям кто-то посоветовал ожоги посыпать. У нас здесь
обычно содой посыпали, а тут перепутали что-то и посыпали солью. Дед Степан
пришел, посмотрел и говорит: В другой раз привезли к нему
девочку с падучей, у нее руки-ноги тряслись, она их не контролировала. У деда
Степана борода по-особому росла, раздваивалась на две стороны, а по серёдке как
пробор такой на бороде был. Девочку к деду занесли, а она то ли бороду
посмотреть решила, то ли испугалась да от деда отмахивалась, только руками в
бороду вцепилась: в каждой руке по половине. Дед пока бороду высвободил, уже
разозлился. Родителей позвал и говорит: У женщин раньше много детей было, потому что рожали всех. До сих пор про тетку Теклю вспоминают, потому что она умела себя освобождать. Так только она и имела троих ребятишек. Зато, как мама мне говорила, никаких женских болезней и "возрастных проблем" не было. Вот она рожала с 1932 по 1959 гг., у нее девять детей за это время родилось. А климакса не было. После последних родов месячные не пришли и всё: ни приливов тебе, ни потливости. Из календарных обрядов Игра "Терешкина
свадьба". Раньше проводилась молодежью на святках. Слова записаны от Ковалевой
Марии Андреевны, 1917 г. р., и Хромёнок (Барчевской) Ульяны Лукиничны, 1915 г. р.
Они обе - урожденки с. Поречье.
Терешка, Терешечка через бор дорожечка. Ты терешка, терешка
моя, Мать: Дед бабу топить
вядеть. Из под моста ручеек
тек,
Пойду через тын глядеть, Дедулька сдавайся,
сдавайся! О перспективах развития села Информатор: В.Е.П., род. в Омске,
образование высшее, учительница. Приехала в Поречье в 1990 г. на работу, так как
в Поречье давали жилье. Теперь вообще стала о многом иначе думать. Я выросла в Омске около вокзала, окончила 75 школу. Сейчас думаю, как это дети в городе растут: без надзора, одни, фактически на улице. Мои сыновья выросли уже здесь, в Поречье. Я всё про них знаю - где был, что делал, где нахулиганил. Уверена, что в городе с мальчишками проблем бы было гораздо больше, не знаю, как бы выкручивалась. К труду в деревне приучать легче. Я вообще думаю, что в милиции, армии профессионально должны служить парни из деревни: они к труду приучены, работы не боятся, более спокойные. А что касается образования, то я как учитель скажу, что условия в школе, что в Омске, что в райцентре, что у нас примерно одинаковые. Вот я посещаю открытые уроки в разных школах, вижу, что разница минимальна. Другое дело, что имидж у сельской школы всегда хуже. А это не справедливо. Наши же учителя уезжают в город, уже сколько перебралось, работают в городских школах и никто никогда ничего об их профессиональном уровне [плохого. - Соб.] не сказал. Хотя, конечно, разница есть - трех детей учить или двадцать пять, как в городе в классах бывает. Но это, скорее, в пользу сельской школы говорит. А что касается планов закрытия средних общеобразовательных школ по селам, то это, я думаю, неизбежно. Нас сейчас накрывает волна падения рождаемости в 1990-е гг. У нас в школе чуть больше 40 детей учится, а педколлектив - 20 человек. Если сейчас из Поречья одна семья уедет, как собирается, и заберет из школы троих детей, то для нас это большая проблема. В районо говорят, что пока в школе есть все классо-комплекты (то есть не менее 3 учащихся в классе), школу не тронут. Но в начальной школе у нас уже по одному ребенку в классе, в этом году будем объединять классы. Если школу закроют, то из Поречья побегут семьи учителей и семьи учеников. Это будет конец для села. Мы с директором Резанской школы [Резаны - большое село на трассе Седельниково-Омск, в 17 км от Поречья и примерно в 40 км от Муромцево. - Соб.] обсуждали уже эту проблему. У них школа мощнее нашей, хотя, слышала, учеников даже меньше, чем у нас. Но я сразу сказала, что пореченские дети учиться в Резанах не будут, поедут напрямую в Муромцево. Там в школах те же проблемы с наполняемостью классов, возьмут охотно. Она мне и отвечает, что на это не рассчитывает, понимает тенденцию. Да все знают, что если семья с деньгами уезжает, то не в Муромцево: сразу в Омск, а то и еще дальше едут. Какой смысл шило на мыло менять? А у кого денег нет, те и до Муромцево не доберутся. Мы, конечно, уедем. У нас квартира в городе от моих родителей осталась на Иртышской набережной [один из престижных районов Омска. - Соб.]. Но мне хочется младшего хотя бы до 9 класса здесь доучить. Тут и спокойней, и требования ясны. Я боюсь, как он адаптироваться к новой школе будет? А там пойдет в техникум в Омске, поступит из него в институт... Кроме того, жить в Поречье значительно дешевле, чем в городе, зарплата в 10 тысяч [рублей. - Соб.] кажется очень большой, от нее еще оставлять можно. Да и за квартиру квартиранты деньги "кучкой" приносят. Так что в город мы пока не спешим. Пока школа работает, мы с мужем здесь будем". Материалы подготовила к публикации М.Л. Бережнова |