|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа ИНДЕЙЦЫ ИЗ ПЛЕМЕНИ МАКА
Как Россия индейцам помогла В те горестные дни умерло около 98 процентов племени. Сейчас мака (кстати, в этом слове ударение ставится на последний слог.- примечание автора) 1400 человек и живут они в резервации. Охоту на серого кита считают своим национальным промыслом. В 30-е годы прошлого века, когда из-за варварской добычи популяция китов была почти полностью истреблена, промысел прервался. Но и после образования Международной китобойной комиссии мака не смогли его сразу возобновить - США получили квоту лишь на гренландского кита. Шесть лет назад Россия поделилась своей квотой с Америкой- поменяла пять серых китов на пять гренландских. И вот в 1999 году мака - впервые за 70 лет!- вышли за китом в море. Событие стало настоящим праздником. Это была трудная охота. Потом они даже сложили песню о том, что на ней случилось. Как загарпунили кита, как тот нырнул, и они думали что упустили его, а потом оказалось, что все-таки поймали. Когда кит был съеден, индейские ребятишки тщательно очистили от остатков мяса кости и промыли их. Затем собрали скелет, который торжественно был водружен на постамент в местном музее. Понятно, что за годы, когда племя было ле6шено возможности охотиться, многие навыки были утрачены, хотя сами мака считают, что совсем не означает, будто они вовсе разучились охотиться. Поскольку с теорией у них всегда было все в порядке: предание о том, что же это такое- китобойный промысел, что должен делать охотник, когда увидит кита, и как правильно бросать гарпун, передавались из уст в уста от деда к внуку, от отца к сыну. Впрочем, практика- это дело наживное. В конце концов, можно куда-нибудь съездить к более опытным охотниками быстренько у них подучиться. Таким вот образом двое представителей индейского племени мака - капитан их китобойной команды Уэйн Джонс, гарпунер Дональд Сван - оказались на Чукотке, точнее, в селе Лорино у морзверобоев СХТП «Кепер». Также приехал с ними биолог Натан Памплин, который работает на департамент рыболовства мака и представляет племя в Международной китобойной комиссии. Тут, правда, возникает вопрос: а зачем индейцы ждали целых шесть лет, чтобы поехать перенимать передовой опыт? Логичнее было бы, получив квоту, сразу преступить к обучению. Вот что говорит по этому поводу Натан Памплин: - Отношения между племенем мака и Россией возникли не так давно - в 2000 году. После того как были достигнуты предварительные договоренности, надо было накопить средства на поездку - она состоялась исключительно на деньги племени. В Америке правительством поддерживаются только научные исследования, все остальное - за свой счет. Мака собирали благотворительные пожертвования, помогли им деньгами и другие племена. Как только удалось собрать нужную сумму мы тут же выехали. Тяжело в учении… Увы, но судьбе было угодно отпустить индейцам на обучение всего четыре дня, потому что больше недели заняла у них дорога от Аляски до Лорино. Вылет откладывался дважды: сначала неподалеку от Нома возник лесной пожар, который застлал дымом взлетно-посадочную полосу на местном аэродроме; второй раз из-за того, что в аэропорту Провидения перебило силовой кабель. Когда же наконец начинающие китобои добрались до Чукотки, там их настигла непогода. Точнее погоды не было вовсе - сначала в Лаврентия, а после - в Провидения. И все же фортуна улыбается настойчивым - и пусть не сразу, но индейцы добрались до Лорино. И не на секунду об этом не пожалели. В первый же свой учебный день они увидели разделку сразу двух китов. И были прямо-таки поражены – настолько слажено и профессионально работают Лоринские охотники. Шесть лет назад на своего первого (и пока единственного) в новейшей истории кита племя потратило шестнадцать (!) часов. То ли дело лоринцы. Буквально сорок минут - и вот уже от огромной туши на берегу остался только позвоночник. Понятно, что для племени, в котором все от мало до велико считают себя китобоями, эта наука тоже не может быть лишней. На второй день началась охота в море. Для того чтобы гости смогли больше постичь премудростей за короткое время, их рассадили по разным лодкам - каждого в своей бригаде. Технология промысла также произвела на индейцев неизгладимое впечатление. Они были восхищены чукотскими охотниками, каждое движение которых настолько отточено, что, завидев кита, они почти не разговаривают - потому что понимают друг друга без слов, а каждый точно знает, что и как он должен делать. Словно вся охота расписана заранее, еще на берегу, а в море все, в том числе и сам морской гигант, четко действуют по только им известному плану. В общем, четыре дня для представителей штата Вашингтон даром не прошли. Теперь они не только, знают, с какой стороны лучше подходить к киту в море, чтобы загарпунить, и как правильно его разделывать, но и ознакомились с экипировкой, научились по всем правилам метать гарпуны и даже сами могут их изготавливать. Между прочим, по конструкции чукотские гарпуны, отличаются от индейских - у американских древко длиннее и толще, сами гарпуны тоже более длинные и с ними не так удобно охотиться. К тому же наши можно сделать собственноручно, причем из вполне доступных материалов - обрезков металлических труб, веревок, дерева. По мнению американских гостей это существенный плюс - за океаном головка гарпуна с металлическим прутом стоит 250 долларов. Отныне мака совсем не обязательно тратить на это деньги. А те гарпуны, которые индейцы под чутким руководством лоринских охотников сделали себе на Чукотке, они заберут себе в Америку. Мы - братья! - Здесь живут прекрасные люди,- говорит Сван. Хотя мы находимся на большом расстоянии друг от друга, но они наши братья, как и эскимосы Аляски. У нас очень похожие культуры, почти одинаковые танцы. Как и они, мы во многом живем за счет морского промысла- добываем кита, нерпу, котика. Открытость и радушие, с которыми принимали мака в Лорино, оставили глубокий след в их сердцах. По словам Свана, и Эдуард Рыпхиргин,и Алексей Оттой, который был главным консультантом коллег, отнеслись к нему как к сыну, подробно все объясняли и показывали. Кроме охоты на кита американских гостей свозили на Аккани, где находится
промысловая база морзверобоев «Кэпэра». Там их угощали мясной пищей.
В-общем, выражаясь официальным языком, деловой визит индейцев в Лорино прошел в теплой дружественной обстановке. Полные впечатлений и новых знаний они уехали к себе в резервацию, на северо-запад штата Вашингтон. Скорее всего, в ближайшее время они самостоятельно выйдут на китовую охоту, потому что теперь знают, что и как надо делать. А может быть, сложат еще и песню - о том, как ездили на Чукотку, как приняли их в далеком селе Лорино их братья и чему там научили.
Опубликовано: газета "Крайний Север", № 36 (1485) от 16 сентября 2005 г. На страничку "Этнография без этнографа" >>> На страничку "Этнографические заметки" >>>
|