123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Молодые этнографы России | Этнографы-сибиреведы | Этнографические центры Сибири
Болонев Фирс Федосович | Захарова Ирина Витальевна | Зверев Владимир Александрович | Коновалов Алексей Владимирович


Зверев Владимир Александрович

Родился 21 февраля 1949 г. в с. Верхне-Федоровка Таштыпского р-на Красноярского края (ныне - Республика Хакасия, Аскизский р-н). Отец - Зверев Александр Николаевич, участник Великой Отечественной войны, трудился рабочим на золотом прииске в Горной Шории, затем колхозником, рабочим совхоза, мастером в системе бытового обслуживания населения. Мать - Зверева (Зубкова) Зинаида Ивановна - бригадир швейной бригады, ныне пенсионерка. Жена - Зверева Капитолина Емельяновна - канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета. Дочь - Кулакова Яна Владимировна, воспитатель детского сада.

Окончил Белоярскую среднюю школу Алтайского р-на Красноярского края (ныне - Республика Хакасия) в 1966 г.; историко-педагогический факультет Новосибирского государственного педагогического института (1967-1972 гг.); аспирантуру Новосибирского госпединститута (1978-1982 гг.); докторантуру Института истории, филологии и философии СО РАН (1989-1992 гг.).

Работал:
Сентябрь 1966 - 1967 гг. - учитель труда и физкультуры в Новомихайловской восьмилетней школе Алтайского р-на Красноярского края;
1972 - 1974 - учитель истории в средних школах № 9 и № 11 г. Орска Оренбургской области;
1974 - 1975 - служба в Вооруженных силах;
1975 - 1976 - учитель истории в средней школе № 11 г. Орска;
Март 1976 г. - ассистент кафедры истории СССР Новосибирского госпединститута;
1982 - старший преподаватель  кафедры истории СССР Новосибирского госпединститута;
1984 - доцент  кафедры истории СССР Новосибирского госпединститута;
С  октября 1992 по настоящее время - профессор кафедры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета;
С февраля 1993 г. по настоящее время - заместитель заведующего той же кафедрой.

Научный руководитель: в аспирантуре - д-р ист. наук, проф. Екатерина Ивановна Соловьева. Научный консультант в докторантуре -  д-р ист. наук, проф., член-корр. РАН Леонид Михайлович Горюшкин. На формирование научного мировоззрения оказали влияние также Владимир Петрович Тыщенко - канд. филос. наук, профессор Новосибирского педуниверситета; Борис Николаевич Миронов - д-р ист. наук, проф. (Санкт-Петербург), лидер изучения социальной истории России периода начала модернизации общества.

Тема кандидатской диссертации: "Русская крестьянская семья в Сибири конца XIX - начала XX в."; специальность 07.00.02 - история СССР. Была защищена в диссертационном совете К 063.98.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Новосибирском государственном университете 21 апреля 1982 г.

Тема докторской диссертации: "Воспроизводство сельского населения Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.)"; специальность 07.00.02 - отечественная история. Была защищена в диссертационном совете Д 002.77.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Институте истории СО РАН 28 декабря 1992 г.
Научное звание - доцент по кафедре истории СССР (1986 г.), профессор по кафедре отечественной истории (1994 г.).

Область научных интересов - социальная история Сибири второй половины XIX - начала XX в. Традиционные формы и начало модернизации аграрной экономики, крестьянского социума, культуры и образа жизни крестьянства, история школьного дела и здравоохранения, гендерная история, историческая этнография русского населения Сибири, крестьянская семья, брачные и межпоколенные отношения, этнопедагогика, народные экологические, агрономические и санитарно-гигиенические традиции, соционормативная культура, письменные и устные этнографические источники, историческая демография Сибири, сельское и городское население второй половины XIX - начала XX в., его естественное движение, крестьянские миграции, физическое и социокультурное воспроизводство, демографическое поведение, продолжительность жизни, начало и особенности демографического перехода в Сибири; история книжного дела в Сибири второй половины XIX - начала XX в., сельские библиотеки, распространенность печатных изданий, круг чтения крестьянства, историческое краеведение, история Новосибирского Приобья и Барабы, г. Новониколаевска (Новосибирска) во второй половине XIX - начале XX в., историко-краеведческие источники, методика краеведческой работы; методология и методика исторического образования в общеобразовательной школе и вузе, концепция и содержание регионально-национального компонента исторического образования.

Основные научные достижения - в области исторической этнографии впервые исследованы русская крестьянская семья, семейное крестьянское домохозяйство, выявлены условия и факторы их развития, демографическая структура, система внутренних отношений, роль семьи и общины в физическом и социокультурном воспроизводстве поколений русского этноса в Сибири второй половины XIX - начала XX в. Сформировано новое научное направление: изучение образа жизни крестьянства. В конкретном плане изучены важные составляющие образа жизни русского крестьянства Сибири: брачное, репродуктивное, санитарное, миграционное поведение, социализирующая деятельность, некоторые аспекты хозяйственной, общественной, познавательной активности и общения крестьянства. Ведется новое для этнологии в методологическом и проблемном плане зучение начального периода модернизации народной культуры и образа жизни сибиряков. Введено в научный оборот путем публикации и цитирования большое количество ранее не известных источников. Положено начало широкому использованию этнографических материалов в общеобразовательных школах Сибири в рамках регионального компонента исторического образования.

Общее количество публикаций - более 180, в том числе 7 монографий и учебных пособий:
Экологические аспекты культуры и образа жизни крестьянства Сибири эпохи капитализма // Развитие культуры сибирской деревни в XVII - начале XX в. - Новосибирск, 1986. - С.70-91;
Итоги и задачи изучения образа жизни русского крестьянства Сибири эпохи капитализма // Хозяйственное освоение Сибири в период капитализма: историография проблемы. - Новосибирск, 1988. - С.150-170; Традиционный агрономический опыт русских крестьян Сибири эпохи капитализма // Участие крестьянства в освоении восточных окраин России. - Новосибирск, 1990. - С.53-70;
Семейное крестьянское домохозяйство в Сибири эпохи капитализма. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. - 146 с.;
Дети - отцам замена: Воспроизводство сельского населения Сибири (1861-1917 гг.). - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. - 245 с.;
Красен человек ученьем: Материалы о воспитании и образовании детей в селениях Сибири. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. - 115 с.;
Историческая эволюция крестьянских жилищ в Сибири по данным массовых санитарных обследований 1920-х гг. // Сибирь в XVI - XX вв. - Новосибирск, 1997. - С.139-154;
Материалы массовых санитарных обследований селений и жилищ Сибири в 1920-е годы как историко-культурологический источник // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири. - Новосибирск, 1997. - С.130-154;
Региональные условия воспроизводства крестьянских поколений в Сибири (1861 - 1917 гг.). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 119 с.;
Семейное крестьянское жилище в его культурно-санитарном измерении // Крестьянская семья и двор в Сибири в ХХ веке: проблемы изучения. - Новосибирск, 1999. - С.13-32;
Этнология: Программа учебного курса для студентов высших педагогических учебных заведений Сибирского региона // Проблемы этнологии и этнопедагогики. - Новосибирск, 1999. - Вып. 7. - С.82-97. -  (в соавт.);
Материалы по истории крестьянской семьи и домохозяйства в Сибири (конец XIX - начало XX в.) // Между прошлым и будущим. - Новосибирск, 2000. - С.92-120.

Дополнительные сведения: член учебно-методического совета по истории Учебно-методического объединения высших педагогических учебных заведений России по общим проблемам педагогического образования, председатель Сибирской и Дальневосточной секции этого совета в 1993 - 1996 гг. Член диссертационных советов в Омском государственном педагогическом университете (с 1993 г.), Новосибирском государственном университете (с 1995 г.). Член организационных комитетов ряда международных, всероссийских, региональных и вузовских научных конференций. Основной организатор Первой Новосибирской областной научно-практической конференции краеведов (декабрь 1995 г.). Председатель секции истории на ежегодных научно-практических конференциях Новосибирского научного общества учащихся "Сибирь" (с 1995 г.). Зам. председателя оргкомитета Республиканской научно-практической конференции "Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации (Региональный компонент: теория и практика)" (ноябрь 2000 г.). Председатель Государственной аттестационной комиссии на гуманитарном факультете НГУ в 1998 - 2000 гг.

Увлечения: много лет связан с Международным детским центром "Артек", где в 1968 - 1988 гг. работал в качестве вожатого в летний период. В свободное время занят общением с внуками.

Награды и поощрения: отличник народного просвещения (1995 г.). Награжден золотыми медалями Международных выставок "Учсиб - 1999" и "Учсиб - 2000" на Сибирской ярмарке в качестве автора учебных пособий для средней и высшей школы, ответственного редактора сборников научных трудов.

Рабочий адрес: 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28. Новосибирский государственный педагогический университет, кафедра отечественной истории.

Рабочий телефон - (3832) 68-03-13.

Факс - (3832) 68-01-35.

2001 г.

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024