123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Визуальная антропология | Политическая антропология | Философские проблемы антропологии | Юридическая антропология | Массовая культура и экранное творчество


Проблемы массовой и экранной культуры в изложении К.Э. Разлогова

В Омске вот уже второй день шел снег… Погода была нелетная…Организаторы волновались… А в это время в далекой Москве, в аэропорту "Шереметьево", человек ожидал свой рейс… Так началась наша история о приглашении в Омск для чтения курса лекций " Массовая культура и экранное творчество" доктора искусствоведения, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, директора Российского института культурологии Кирилла Эмильевича Разлогова.
К настоящему моменту лекции прочитаны.  Зачеты поставлены. Лектор улетел, а снег растаял...

В первый день, т.е. 15 октября, все собравшиеся (а было их около 200 человек) смогли ознакомиться с вопросами, касавшимися теоретических проблем рассмотрения таких явлений, как культурология и массовая культура: базовых категорий, условий формирования, различных школ, сформировавшихся внутри культурологии, связей между культурологией и массовой культурой. Было отмечено, что XX в. - это время радикального слома во всей культуре, когда был совершен переход от просветительской модели культуры к развлекательной, массовой, от слова к экрану, который просматривался исключительно в культурологической сфере. Во второй части лекции освещались вопросы, связанные с проблемами коммуникации в культуре. Особенно интересными, на наш взгляд, являются слова М. Маклюэна, прозвучавшие в начале лекции: "Мир превращается в деревню, благодаря коммуникации". Были рассмотрены некоторые особенности и этапы в развитии культуры: переход от культуры непосредственного общения к культуре книжной, затем к аудиовизуальной культуре и т.д., при этом отмечалось, что ни одна из перечисленных культур не исчезает с появлением новой формы, она продолжает существовать и изменяться. Присутствующие проявили огромный интерес к проблемам, освещенным в лекциях, который выразился в заданных вопросах.

Во второй день были рассмотрены исторические процессы формирования массовой культуры и теоретические основания, или онтология массовой культуры. В качестве кризисной точки классической модели культуры был предложен 1870 г. - дата первой выставки импрессионистов и принятия в Англии закона о всеобщей грамотности. Освещалась и география перемещения центров мировой культуры: из Вены в Париж, из Парижа в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в Лос-Анжелес и иллюзия перемещения из Лос-Анжелеса в Токио, также были предложены 3 сценария дальнейшего развития ситуации. Помимо этого отмечалось, что необходимо различать культуру народную, т.е. созданную людьми для своего же пользования, культуру популярную - ту, которая пользуется успехом у необразованных слоев населения, либо в пределах определенного географического ареала, и культуру массовую, которая по природе своей носит компенсаторно-развлекательный характер. Также рассматривались различные основания массовой культуры.

В третий день были освещены проблемы массовой культуры и субкультуры. Отмечалось, что в потенции массовая культура имеет тяготение стать глобальной культурой, а все остальные культуры по отношению к ней становятся субкультурами. Происходит феномен множественности идентичности, т.е. один человек ощущает себя частью многих культур, например, человек может быть русским, студентом, авангардистом, геем и т.д. Множественность культур разрастается и в нас самих появляется все больше субкультур. Массовая культура не уничтожает субкультуры, а черпает из них все, что ей необходимо. Что же делает массовую культуру массовой? Универсальные проблемы, интересы, чувства. Чаще всего это "низменные" чувства (секс, насилие) т.к. они наиболее эмоциональны. Базируясь на универсальных механизмах распространения массовая культура способна к универсальному распространению.

В четвертый и пятый день были освещены проблемы соотношения массовой культуры и науки, массовой культуры и образования, а также подробно охарактеризованы формы экранного творчества. В ходе повествования отмечалось, что массовая культура оказывается динамичнее, чем люди, которые ей занимаются. К экранному творчеству были отнесены следующие формы:

  •  кино , прошедшее в своем развитии 2 этапа: немого кино и звукового кино;
  • телевидение , существующее в нескольких вариантах и тесно связанное с радио и периодикой;
  • бытовое видео , разрушившее часть аудиовизуальной эстетики;
  • видеоигры , всем формам которых присуще взаимодействие человека с экраном, или коммуникация человека с человеком посредством экрана;
  • персональный компьютер, включающий в себя цифровые технологии и Интернет, которые дают реальные формы интерактивности, где с появлением клавиатуры человек начинает ощущать себя демиургом того, что творится на экране. Интернет порождает новые системы взаимодействия между людьми и способствует появлению нового типа людей - людей "сетевых ", которые считают, что они и есть свободные люди. Здесь предполагается абсолютная игровая свобода, что приводит к тому, что пространство Интернета приобретает тотально-вымышленный характер и идея воображения, как решающей силы развития человеческого общества, оказывается ярко выраженной.

В заключительной части было отмечено, что игровое начало к настоящему моменту захватило практически все сферы культуры, но у человека всегда существует возможность вмешательства в иллюзорный мир.

Надеемся, что эта встреча с таким замечательным лектором, человеком и ученым была не последней!!!

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024