123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Преподаватели | Выпускники | Направление подготовки «Антропология и этнология»
1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014




Отрывки из главы II (С. 70, 72-73, 75, 82-83)

Локальные особенности свадебного обряда украинцев Западной Сибири

Для традиционного украинского свадебного обряда характерно применение полотенец-"рушников" на протяжении всего обряда....

...Украинский свадебный рушник иногда сплошь покрывался вышивкой (красной нитью по холсту) с растительными мотивами - цветами, ветками, плодами, деревьями. Птицы симметрично размещались на ветвях. Мотив парных птиц был весьма популярен у украинцев. На свадьбе существовал своеобразный смотр таланов невесты, который выражался в предметах ее рукоделия и особенно в тканных и вышитых полотенцах, которые развешивались по стенам..

....На территории Западной Сибири полотенце или "рушник" встречается на всех этапах украинского свадебного обряда. Так при сватовстве, сваты были перевязаны через плечо "рушником". В с. Ольгино при удачном сватовстве мать невесты перевязывала сватов накрест другим полотенцем. Правда, обычай перевязывать "сватов" при сватовстве существовал только в с. Ольгино и с. Любомировке.

Сваты несли с собой хлеб, который был завернут в полотенце или платок. В с. Чернал Курья при отказе невесты, платок завязывался на хлебе и отдавался, при ее согласии хлеб оставался. В с. Павлоградка при удачном сватовстве обменивались хлебами с рушниками. Обмен хлебом встречался повсеместно.

В с. Еремеевка невеста, приглашая на свадьбу родственников, несла на руках "рушник".

..."Утята" - специальное свадебное блюдо, сделанное из сдобного теста в виде фигурок утят. Если же "свашка" не привозила с собой "утят" или не одаривала ими сразу ей пелись специальные припевки, позорящие ее. Вместе с шишками на свдьбу пекли каравай. Существовали определенные ритуалы, сопровождавшие изготовление каравая. В с. Красногорке, после того, как замесят тесто на каравай и поставят в печь, на вротный столб надевали "дёжу", в которой замешивали тесто. В с. Еремеевка каравай пекли как в доме жениха, так и невесты. Собирались молодые замужние женщины, обязательно счастливые в браке, и обязательно нечетное количество женщин пекли свадебный хлеб, украшали его колечками, а в середину ставили голубя и голубку (из теста), иногда ставили и свечу.

 

©  Т.Л. Осинцева, 1992


 
 
Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024