123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Преподаватели | Выпускники | Направление подготовки «Антропология и этнология»
1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014




Отрывок из §4 главы II (С. 89-90).

Выделение основных этнических компонентов по материалам погребального обряда татар Барабы и вопросы их датировки

Наши материалы дают основания говорить о двух основных компонентах в составе погребального обряда барабинских татар - угорско-самодийском и тюркском. 
Угорско-самодийский пласт более древний, поэтому до настоящего времени практически не дошли элементы угорского и самодийского погребального обряда. Однако, на основании археологических и этнографических данных можно выделить следующие угорско-самодийские черты в погребальном обряде барабинцев:

1. курганные захоронения;
2. грунтовые захоронения в неглубоких могильных ямах;
3. северная и юго-восточная ориентация погребенных в могиле;
4. потчевашская керамика в составе погребального инвентаря;
5. берестяные подстилки и перекрытия в могиле;
6. срубная конструкция в насыпи кургана;
7. погребальные и надмогильные сооружения в виде деревянных домиков и срубов.

К сожалению, наши материалы не позволяют пока с достаточной точностью разграничить между собой угорские и самодийские элементы барабинской погребальной обрядности. Многие черты обряда, например, подкурганные захоронения, погребения в неглубоких могильных ямах, берестяные подстилки и перекрытия, надмогильные сооружения в виде срубов встречаются как у угров, так и у самодийцев.

Но все же некоторые элементы обряда можно более определенно связать с конкретным компонентом. Так, северная ориентация является наиболее типичной для угров, в частности для хантов. В тоже время юго-восточная ориентация погребенных, вполне соотносится с самодийским погребальным обрядом и прежде всего с селькупским. Устройство сруба в насыпи кургана, видимо, также является особенностью самодийского погребального обряда. Причем сруб в данном случае является надмогильным сооружением. Такой элемент фиксируется в погребении кулайской культуры, которая рассматривается исследователями как протосамодийцы [1]. Керамика из погребений барабинцев, как уже отмечалось, отражает угорские традиции. Нам представляется, что уже сейчас можно ставить вопрос о двух северных компонентах в погребальном обряде барабинских татар - угорском и самодийском. Однако, окончательное решение этого вопроса возможно лишь с накоплением новых материалов.

С конца I тыс. н.э. на территорию Барабинской лесостепи начинают проникать тюркоязычные племена. С этого момента наблюдается тюркские влияния на погребальный обряд аборигенного населения Барабы. Появляются новые элементы обряда, такие как:

1. ритуальное оплакивание покойника;
2. захоронение с конем;
3. захоронение со шкурой и конечностями коня;
4. южная и юго-западная ориентация погребенных;
5. тюркский вещевой комплекс;
6. кенотафы;
7. надмогильные сооружения в виде камней;
8. поминальные тризны с участием коня.

Эти элементы погребальной обрядности, восходящие к древнетюркской традиции, находят аналогии у алтайских тюрков, которые, возможно и явились первыми носителями тюркских традиций на территории Барабы.

[1] Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Кулайская культура. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984.

© Л.Т. Шаргородский, 1986
 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024