|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа М.Л. Бережнова В 1997-1998 гг. этнографическими экспедициями Омского государственного университета исследовались два населенных пункта на территории Большереченского района Омской области: с. Могильно-Посельское и д. Могильно-Старожильская. Они расположены в непосредственной близости друг от друга. По воспоминаниям старожилов, в первой трети XX в. расстояние между ними не превышало 500 м, а сейчас село и деревня фактически слились, образовав агрогородок с населением в 3000 человек и пятикилометровой центральной улицей, которая их объединяет в единое целое. Особый интерес со стороны этнографов к этим поселениям объясняется тем, что местные жители, признавая территориальную близость, тем не менее отчетливо сознают разницу в своем происхождении и культуре. Среди пожилых людей распространены представления о неодновременности возникновения Посельского и Старожильского, причем в каждом из этих населенных пунктов считается, что именно он возник первым. Жителей Могильно-Посельского называют посельгой, а Могильно-Старожильского - старожилами или старожами. Раньше эти названия были прозвищами, но сейчас уничижительный смысл, заключенный в словах, становится все менее выраженным. Между тем сохраняется потребность вывести из общего ряда разные группы местного населения, что и обеспечивает устойчивость бытования указанных терминов, их широкое распространение во всех возрастных группах. Очевидной в ходе этнографического обследования Посельского и Старожильского была психологическая установка местных жителей на ограничение контактов между селом и деревней. Люди старшего и среднего возраста еще хорошо помнят, что до начала 1970-х гг. молодежь мало общалась между собой, редкими были браки между выходцами их этих населенных пунктов, люди неохотно переезжали из Посельского в Старожильское и наоборот. До сих пор в Могильном, как называют в общем слившийся населенный пункт жители Большереченского района и сами могильчане, сохраняется два мирских кладбища. В обряде погребения установить существенных различий не удалось, но оформление могил и особенно планировка кладбищ отличаются друг от друга. В ходе исследований были составлены списки похороненных на кладбищах (учитывались надписи на могильных памятниках). При сравнении их со списками жителей Посельского и Старожильского 1976-1978 гг. быстро выяснилось, что погребения производятся по групповому признаку (Табл. 1). Таблица 1
Очевидно четким соотнесением групп населения с их расселением, некоторой групповой замкнутостью населения можно объяснить особенности в традиционной культуре, например, в устройстве кладбищ. Наблюдения, сделанные в Могильном, выводят на первый план проблему выделения этнокультурных групп русского населения. Для подтверждения тезиса об исторически сложившихся особенностях традиционной культуры было проведено исследование ревизских сказок и первичных листов Первой всероссийской переписи населения 1897 г., сохранившихся по этим населенным пунктам (Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области. Ф. 154. Оп. 8. Д. 31, 640; Ф. 417. Оп. 2. Д. 2364-2366). Материалы ревизии населения 1782 г. свидетельствуют, что обе деревни появились в один и тот же промежуток времени: между ревизиями 1763 и 1782 гг. Население в Старожильской было переселено из сибирских деревень, Посельской - из Европейской России. Результаты исследования пофамильного состава жителей представлены в таблице 2. Таблица 2
Таким образом, в результате архивных изысканий был подтвержден тезис об устойчивости и длительности сосуществования рядом двух групп русского населения. Тем более удивительным кажется факт сохранения особенностей культуры в течение столь длительного времени, устойчивости группового деления, просуществовавшего более 200 лет. В настоящий момент трудно объяснить механизм этого явления, как трудно дать ему и комплексную характеристику. Между тем очевидно, что процесс выделения таких групп должен начинаться с изучения этногенетических материалов. * Работа вперые опубликована: Интеграция археологических и этнографических исследований. - М.-Омск, 1999. - С. 81-83. © М.Л. Бережнова, 1999
|