123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа



М.Л. Бережнова, С.Н. Корусенко

ВКЛАД ОМСКИХ ЭТНОГРАФОВ В ЭТНОГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРОДОВ СИБИРИ*

Неотъемлемой частью современной российской этнографии является этническая история, которая возникла на стыке истории и этнографии в результате поиска новых источников и разработки новых методов исследования. Одним из важнейших методов этнической истории, специально разработанных для проведения этноисторических исследований, является генеалогический метод. Его использование предполагает создание фонда семейных родословных, собранных как в ходе экспедиционных работ, так и реконструированных по архивным источникам. Иногда удается соединить архивные и экспедиционные источники и получить генеалогии отдельных семей, восходящие к XVIII в. Для изучения истории народа важно располагать массовой источниковой базой, которую составляют генеалогии, отражающие семейную историю всех сословий изучаемого этноса.

Исследования на стыке этнографии и генеалогии при изучении народов Сибири стали проводиться в основном с 1960-х гг., когда в экспедициях стали записываться родословные коренных народов Сибири. Одной из первых в области этнической генеалогии стала использоваться методика составления семейно-кустовых генеалогических схем, начало которой было положено работами Ю.А. Филипченко и В.В. Бунака, усовершенствованная в дальнейшем московскими сибиреведами-этнографами Г.М. Афанасьевой, В.И. Васильевым и Ю.Б. Симченко. Эта методика генеалогических описаний отрабатывалась на материалах, собранных у различных народов в течение более чем двадцати лет. Методику составления семейно-кустовых генеалогий нельзя рассматривать как нечто общее. Генеалогическое описание состоит из опроса, фиксации и обработки поступающих данных. Первые две задачи осуществляются одновременно. Однако уже в этот период заметна разница в формах сбора и фиксации разными исследователями в зависимости от задач исследования. На третьем же этапе - обработки генеалогических данных, методика тем более разнообразна. Методика составления семейно-кустовых генеалогий в ее классическом варианте, довольно хорошо применима к изучению довольно изолированных локальных групп.

В данном сообщении нам бы хотелось рассмотреть вклад омских этнографов в формирование этнической генеалогии как отдельного научного направления и те проблемы, которые возможно разрешить в ходе этногенеалогических исследований. С открытием в Омске государственного университета в 1974 г. связано регулярное проведение этнографических практик и экспедиций студентов-историков под руководством Н.А. Томилова и В.Б. Богомолова. С этого же времени осуществляется регулярный сбор родословных представителей разных народов нашего региона. В настоящее время в фондах музея археологии и этнографии ОмГУ хранятся около 20 тыс. родословных татар, казахов, русских, немцев, украинцев и др.

Однако этногенеалогические исследования в 1970-е - 1980-е гг. охватывали только тюркское население Западной Сибири, в основном, татар. Это, прежде всего, связано с научными интересами Н.А. Томилова и его учеников-последователей. Обратиться же к такому источнику как генеалогия Н.А. Томилову пришлось в ходе изучения современного этнического состава тюрков Западной Сибири в связи с тем, что данные Всесоюзных переписей, похозяйственных книг сельских советов, в которых представлены сведения о национальности, не отражали реальную этническую картину данного населения. Тем более, что эти сведения невозможно было сопоставить со сведениями об этнической и этносоциальной принадлежности тюркского населения, имеющимися в материалах переписей населения XVIII-XIX вв.

Основу современного тюркского населения Западной Сибири составили потомки сибирских татар, коренного населения данного региона, а также бухарцев и поволжско-приуральских татар, оседавших здесь в течение ряда столетий в результате многочисленных миграций. Впервые сборы генеалогического материала были произведены Н.А. Томиловым, работавшим в это время в Томском государственном университете, на рубеже 1960-х - 1970-х гг. среди томских татар. Цель этих сборов была следующая - выяснить этнический состав тюркского населения Томского Приобья. Выявить различные компоненты в составе татарского населения по похозяйственным спискам сельских советов было невозможно, поскольку в них регистрируется только общая принадлежность к национальности татар. Таким образом, генеалогические материалы явились тем источником, единственным в своем роде, позволяющем не только определить этнический состав, но и выделить этнические и этнографические группы тюркоязычного населения Западной Сибири. Кроме того, ставилась задача соотнести полученные цифры с этногенетическим сознанием информаторов, то есть в проведенных исследованиях учитывалось не только кем себя считает респондент, но и чьим потомком он является, что устанавливается по результатам анализа его родословной.

В ходе этногенеалогического изучения тюркоязычного населения Западной Сибири пришлось столкнуться с тем, что население каждого поселения чаще всего является многокомпонентным в этническом отношении, и что методика, используемая для этногенеалогических исследований изолированных этнических общностей, может быть применена лишь частично. Поэтому в данном случае были выработаны специфические методы сбора и обработки генеалогий, основанные на достижениях московских коллег и адаптированные к данной этнической ситуации.

В середине 1970-х гг. этногенеалогические исследования были продолжены Н.А. Томиловым и Н.В. Кулешовой среди барабинских татар. Данными исследователями использование генеалогий не ограничилось лишь изучением этнического состава населения. На материалах родословных ими были реконструированы этнографические группы барабинских татар, существовавшие в XVII-XIX вв., разработана методика их реконструкции. Н.В. Кулешовой по генеалогическим материалам изучены тугумные образования барабинских татар, их фамильный состав.

Результаты этногенеалогических исследований томских и барабинских татар, прежде всего, методического характера были изложены Н.А. Томиловым в учебном пособии "Проблемы реконструкции этнической истории населения юга Западной Сибири" и монографии "Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири)".
С середины 1980-х гг. С.Н. Корусенко под руководством Н.А. Томилова начинает этногенеалогические исследования курдакско-саргатских татар (одной из групп тоболо-иртышских татар). Помимо использования разработанной предыдущими авторами методики сбора и анализа генеалогического материала с целью изучения современного этнического состава тюркского населения, проживающего на территории расселения курдакско-саргатских татар, С.Н. Корусенко привлекает новые источники - материалы переписей населения XVIII-XIX вв., хранящиеся в архиве г. Тобольска. В результате ею была разработана методика реконструкции генеалогических линий по архивным материалам и их соединение с современными родословными, в результате чего изучена этническая история курдакско-саргатских татар в XVIII-XX вв. Основные результаты этногенеалогических исследований С.Н. Корусенко и Н.В. Кулешовой отражены в монографии "Генеалогия и этническая история барабинских и курдакско-саргатских татар".

Следующим этапом развития этногенеалогических исследований омских этнографов стало использование родословных при изучении русского населения Западной Сибири, складывавшегося в результате разного рода миграций из Европейской России. Этнография русских давно стоит перед проблемой феномена сибирячества. В ходе эмпирических исследований учеными создана богатая фактическая база, позволяющая охарактеризовать все стороны культуры русских сибиряков. Можно считать доказанным, что культура русского населения Сибири отличается по целому ряду параметров от любой локальной культуры русских Европейской части России. Но как происходит процесс нивелирования локальных форм культуры в Сибири, есть ли у сибирской русской культуры единая основа и где искать ее истоки? Сложным представляется вопрос о единстве русского сибирского населения. Общепринятое деление русских сибиряков на старожилов и переселенцев с выделением этносоциальной группы казаков и этноконфессиональной - староверов уже не может удовлетворить современных исследователей.

Серьезной причиной, тормозящей решение поставленных вопросов является большая численность русских и их расселение по всей территории Сибири. Этнографы, изучающие русских, знакомы на практике, как правило, с несколькими отдельными регионами Сибири, представляя остальную культуру по различным публикациям. Между тем разрешить проблему единства населения и генезиса даже одного региона трудно без учета этнической истории группы. Поэтому методика этногенетических исследований на основе изучения генеалогий принята сейчас на вооружение сибирскими этнографами-русоведами.

Работу по сбору генеалогий русских омские этнографы начали еще в 1970-е гг., но в центре внимания проблемы этнической истории русских Среднего Прииртышья оказались только в середине 1990-х гг. История формирования населения этого региона изучена историками с большой тщательностью. Но из сферы интересов историков, как правило, выпадают моменты, связанные с этническим статусом населения исследуемых районов. Указывая на переселения, историки обычно ограничиваются указанием губернии, реже - волости. Не всегда эта информация может быть достаточной для определения этнической принадлежности переселенцев.

Занимаясь семейной историей жителей отдельных населенных пунктов, этнографы сейчас не только накапливают материал и отрабатывают методику исследования, которая, имеет свою специфику при работе с большими группами. Ряд частных наблюдений позволяет придти к определенным выводам, которые, как нам представляется, должны быть учтены при решении вопросов культурогенеза и этнической истории русских сибиряков. Результаты этногенеалогических исследований русских сибиряков отражены в научных статьях и сообщениях М.Л. Бережновой. Под ее руководством этногенеалогические исследования проводят студенты и аспиранты Омского государственного университета.

Возможности использования данных родословных и применение этногенетических методов далеко не исчерпываются только этноисторическими исследованиями. Возникает, например, перспектива соединения генеалогий с данными о браках, почерпнутыми из метрических книг и из записей актов гражданского состояния. Генеалогии дают возможность представить демографическую ситуацию в разные хронологические периоды, определить половозрастную, социально-профессиональную характеристики населения, зафиксировать изменение социального положения членов семей, выделить семейно-брачные связи и т.д. Что касается исследования современного этнического и этносоциального состава населения, то здесь генеалогии, по нашему мнению, должны занять положение основного источника.

Сегодня фактически одной из важнейших задач является убедить этнографов постоянно заниматься сбором массовых генеалогических материалов. Но пока в области этнической генеалогии в отечественной науке работают буквально единичные ученые. Хотелось бы надеяться, что опыт омских этнографов привлечет к подобной работе ученых и других регионов Сибири. Мы специально не делали ссылки на упоминаемые в данном сообщении научные труды омских этнографов по проблемам этногенеалогических исследований. Чтобы более полно представить все достижения омских этнографов в области этнической генеалогии, отразить проблематику этногенеалогических исследований, в приложении к статье мы приводим библиографический список опубликованных работ по этой тематике. Выражаем глубокую признательность старшему научному сотруднику сектора этнографии, к.и.н. Е.Ю. Смирновой за предоставленные библиографические материалы.

Библиографический список

Бережнова М.Л. Существовали ли у русских тугумы? // Россия и Восток: археология и этническая история: Матер. IV Междунар. науч. конфер. - Омск, 1997. - С. 162-165.

Бережнова М.Л., Корусенко С.Н. Использование архивных фондов для изучения этнического состава населения Западной Сибири конца XVIII - XIX вв. // Музей и общество на пороге XXI века. - Омск, 1998. - С. 247-248.

Бережнова М.Л. Использование данных генеалогии при изучении погребального обряда русских сибиряков // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск, 1999. - С. 81-83.

Бережнова М.Л., Корусенко С.Н. Использование данных генеалогии для изучения этнической истории русских сибиряков // Славянское единство: Международн. научн. конфер., посвящ. 2000-летию Рождества Христова: Тез. докл. и сообщ. - Омск, 2000. - С. 78-79.

Бережнова М.Л., Корусенко С.Н. Материалы переписей населения XVIII-XIX вв. как источник этнической истории населения Среднего Прииртышья // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. - Омск, 2000. - С. 149-150.

Бережнова М.Л., Корусенко С.Н. О методах изучения этнической истории русских Сибири // Русские старожилы. Материалы III-го Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири" (11-13 декабря 2000 г., Тобольск). - Тобольск-Омск, 2000. - С. 268-270.

Верещагина Н.В., Корусенко С.Н. Генеалогии татарского населения д. Инцисс Муромцевского района Омской области // Таре - 400 лет. Проблемы социально-экономического освоения Сибири: Матер. научно-практич. конфер. - Ч.2 (продолж.). - Омск, 1994. - С. 102-105.

Герасимова Л.Б. Об устойчивости русских крестьянских фамилий // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. - Омск, 2000. - С. 157.

Герасимова Л.Б. Семейные хроники как часть культурного наследия народа (о возможности применения семейных хроник в этноисторических исследованиях) // Досуг. Творчество. Культура: Сб. научн. тр. - Омск, 2000. - Ч. 2. - С. 71-74.

Герасимова Л.Б., Новоселова А.А. Славянское единство: Международн. научн. конфер., посвящ. 2000-летию Рождества Христова: Тез. докл. и сообщ. - Омск, 2000. - С. 76-78.

Герасимова Л.Б. Генеалогии русских крестьян Среднего Прииртышья как этнографический источник // Русские старожилы. Материалы III-го Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири" (11-13 декабря 2000 г., Тобольск). - Тобольск-Омск, 2000. - С. 277-279.

Корусенко С.Н. Генеалогии как историко-этнографический источник по изучению курдакско-саргатских татар // Проблемы этнографии и социологии культуры. - Омск, 1988. - С. 47-49.

Корусенко С.Н. Опыт реконструкции этнической истории курдакско-саргатских татар XVIII-XX вв. // Антропология и историческая этнография Сибири. - Омск, 1990. - С. 121-130.

Корусенко С.Н. Опыт совмещения архивных материалов и данных генеалогий (на примере курдакско-саргатских татар) // Национальные и социально-культурные процессы в СССР: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конфер. -Кн.I. - Омск, 1990. - С. 50-54.

Корусенко С.Н. Материалы к изучению современного этнического состава татар северных районов Омской области // Областная научно-практическая конференция, посвященная 275-летию города Омска: История культуры. - Омск, 1992. - С. 87-88.

Корусенко С.Н. Основные результаты исследования этнической истории и современного этнического состава курдакско-саргатских татар // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: по данным этнографии. - Омск, 1992. - С. 75-79.

Корусенко С.Н. Восстановление исторической памяти (проблемы этнической генеалогии) // Региональные проблемы межнациональных отношений: Тез. докл. Всероссийск. конфер. - Омск, 1993. - С. 155-160.

Корусенко С.Н., Томилов Н.А. Генеалогии курдакско-саргатских татар и материалы переписей населения XVIII-XIX вв. (опыт совмещения) // Томилов Н.А. Проблемы этнической истории. - Томск, 1993. - С. 202-216.

Корусенко С.Н. Генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории: Тез. докл. и сообщ. Второй регион. науч.-методич. конфер. - Омск, 1995. - С. 30-32.

Корусенко С.Н. История двух татарских поселений (к. XVIII-XX в.) // Вопросы географии Сибири. - Вып.21. - Томск, 1995. - С. 88-99.

Корусенко С.Н. Источники для изучения этнического состава населения XX в. и реконструкции его на конец XVIII в. (на примере сибирских татар) // Археологические микрорайоны Западной Сибири. - Омск, 1995. - С. 116-117.

Корусенко С.Н. Проблемы выявления различных компонентов в современном этническом составе татар Среднего Прииртышья: к вопросу о взаимодействии // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Тез. докл. - Ч.III. - Челябинск, 1995. - С. 152-155.

Корусенко С.Н. Этнический и пофамильный состав карагайской группы тоболо-иртышских татар (конец XVIII-XX вв.) // Проблемы административно-государственного регулирования межнациональных отношений в Тюменском регионе: исторический опыт и современность: Матер. Всероссийск. науч.-практич. конфер. -Тобольск, 1995. - С. 50-54.

Корусенко С.Н. Генеалогии и этническая история курдакско-саргатских татар // История и культура Сибири: Матер. отчетн. сессии Омского филиала ОИИФФ. - Омск, 1996. - С. 39-42.

Корусенко С.Н. Современный этнический состав и некоторые аспекты этнической истории татарского населения Муромцевского района Омской области (по данным генеалогий) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Т. 1: Культура тарских татар. - Новосибирск, 1996. - С. 183-188.

Корусенко С.Н. Устная генеалогическая традиция татар Среднего Прииртышья // Материалы третьего науч.-практич.ского семинара Западно-Сибирского регионального вузовского центра по народной культуре. - Омск, 1996. - С. 73-76.

Корусенко С.Н. Брачные контакты курдакско-саргатских татар (конец XVIII - XX в.) // Россия и Восток: археология и этническая история. - Омск, 1997. - С. 184-186.

Корусенко С.Н. Методика реконструкции генеалогий татарского населения Западной Сибири // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск-Уфа, 1997. - С. 74-76.

Корусенко С.Н. Этносоциальный и пофамильный состав татарского населения нижней Тары (последняя треть XVIII-XX вв.) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Т.2: Культура тарских татар. - Новосибирск, 1997. - С. 178-208.

Корусенко С.Н. Генеалогические исследования сибирских татар: итоги и перспективы // Сибирские татары: Матер. I Сибирского симпозиума "Культурное наследие народов Западной Сибири" - Омск, 1998. - С. 88-90.

Корусенко М.А., Корусенко С.Н. Некрополи сибирских татар: возможности изучения этносоциальной дифференциации // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск, 1998. - Ч. I. - С. 124-127.

Корусенко С.Н., Толмачева Н.В. Этнический и пофамильный состав тюркского населения д. Берняжка (конец XVIII - XX вв.) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск, 1998. - Т. 3. - С. 216-235.

Корусенко С.Н. Этнический состав тюркского населения деревни Берняжка (конец XVIII - середина XIX вв.) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. - Омск, 1998. - С. 110-114.

Корусенко С.Н., Кулешова Н.В. Генеалогия и этническая история барабинских и курдакско-саргатских татар. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. - 312 с.

Корусенко С.Н. Этническая генеалогия - новое направление отечественной этнографии // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск, 1999. - С. 78-81.

Корусенко С.Н. Этносоциальный состав тюркского населения Нижней Тары (середина XVIII-XX вв.) // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск, 1999. - С. 170-171.

Корусенко С.Н. Генеалогия и "устная история" (к вопросу об источниках) // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории: Тез. докл. и сообщ. IV регион. научн.-практич. конфер. - Омск, 2000. - С. 135-138.

Корусенко С.Н., Кулешова Н.В. Родословные тюрков Западной Сибири // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Матер. Четвертых Сибирск. чтений. - СПб., 2000. - С. 95-99.

Кузнецова Н.В., Томилов Н.А. Генеалогии как историко-этнографический источник (по материалам тюркоязычного населения Барабинской степи) // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. - Омск, 1979. - С. 148-150.

Кулешова Н.В. Межэтнические связи барабинских татар (по данным массовых записей генеалогий) // Роль этнографии в идеологической работе и в ускорении социально-экономического развития общества. - Омск, 1987. - С. 140-142.

Кулешова Н.В. Материалы к изучению современного этнического состава барабинских татар // Проблемы этнографии и социологии культуры. - Омск, 1988. - С. 21-22.

Кулешова Н.В. Генеалогии как историко-этнографический источник (по материалам тюркоязычного населения Барабинской степи) // Этническая история и культура народов Советской страны. - Омск, 1991. - С. 48-49.

Кулешова Н.В. К характеристике современного этнического состава тюркоязычного населения Барабинской степи // Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование. - Омск, 1992. - Т.I. - С. 31-34.

Кулешова Н.В. О "тугумах" барабинских татар (по материалам аула Кошкуль Чановского района Новосибирской области) // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: По данным этнографии. - Омск, 1992. - С. 81-85.

Кулешова Н.В. Генеалогия барабинских татар (к вопросу о глубине исторической памяти) // Проблемы культурогенеза и культурного наследия: Матер. к конфер. Санкт-Петербург, 1993. Ч.III: Этнография и изучение культурных процессов и явлений.- С. 59-61.

Кулешова Н.В. Локальные этнические компоненты в составе барабинских татар XIX-XX вв. (по данным генеалогий) // Региональные проблемы межнациональных отношений: Тез. докл. Всероссийск. конфер. - Омск, 1993. - С. 172-175.

Кулешова Н.В. Генеалогия в изучении этнической истории барабинских татар XIX-XX вв. // Ислам, общество и культура. - Омск, 1994. - С. 90-92.

Кулешова Н.В. Коренные барабинские татары (по генеалогическим данным) // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. Т.II: Археология и этнография. - Новосибирск, 1995. - С. 151-153.

Кулешова Н.В. Коренные барабинские татары (по данным генеалогии) // Материалы комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. - Томск, 1995. - С. 96-98.

Кулешова Н.В. О чем рассказывают генеалогии барабинских татар // От Урала до Енисее (народы Западной и Средней Сибири).- Кн. I. - Томск, 1995. - С. 36-45.

Кулешова Н.В. О некоторых результатах изучения этнической истории татар Барабинской степи по данным генеалогий // История и культура Сибири. - Омск, 1996. - С. 42-44.

Кулешова Н.В. Связи тарских и барабинских татар по генеалогическим данным XIX-XX вв. // Вестник Омского университета. - Спец. вып.3. - Омск, 1996. - С. 37.

Кулешова Н.В. Браки барабинских татар в 1900 - начале 1970-х гг. (по данным генеалогий) // Россия и Восток: археология и этническая история. - Омск, 1997. - С. 186-188.

Кулешова Н.В. О распространении названия "сибиртатарлар" в аулах Барабы (по данным генеалогий) // Музей и общество на пороге XXI века. - Омск, 1998. - С. 58-59.

Кулешова Н.В. Использование генеалогических данных для изучения территориальных групп барабинских татар в конце 19 - первой половине 20 вв. // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Владивосток-Омск, 2000. - С. 90-91.

Кулешова Н.В. Семейные родословные и изучение локальной истории этнической группы (на примере барабинских таатр) // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории: Тез. докл. и сообщ. IV регион. научн.-практич. конфер. - Омск, 2000. - С. 151-154.

Томилов Н.А., Кузнецова Н.В. Опыт изучения этнического состава барабинских татар // История, археология и этнография Сибири. - Томск, 1979. - С. 96-103.

Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (этническая история, быт и духовная культура). - Томск: изд-во Томск. Ун-та, 1983. - С. 7-54.

Томилов Н.А. Статистика генеалогии как источник по изучению этнического состава населения // Использование методов естественных и точных наук при изучении древней истории Западной Сибири. - Барнаул, 1983. - С. 107-110.

Томилов Н.А. Проблемы реконструкции этнической истории населения Юга Западной Сибири. - Омск: Издание Омск. ун-та, 1987. - 80 с.

Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири). - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1993. - С. 124-152.

Korusenko S.N. Composition ethnique et relations intercommunautaires des Tatars du Moyen-Irtysh (fin XVIIIe - fin XXe siecles): etude de quelques releves demographiques et genealogiques // En islam siberian / Ed. Stephane A.Dudognion. - Paris: Edition de lEHESS, 2000. - pp. 233-244. (Cahiers du monde russe, 41/2-3).

Korusenko S.N., Berezhnova M.L. Ethnical genealogy of the peoples of Siberia: results and prospects of studies // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Владивосток-Омск, 2000. - С. 41-45.

* Работа  опубликована в сборнике: История и культура Сибири: Матер. юбилейной науч. сессии Омского филиала ОИИФФ СО РАН. - Омск, 2001. - С. 80-90.

© М.Л. Бережнова, С.Н. Корусенко, 2001

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024