123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
О кафедре | Учебная деятельность | Студенческая страничка | Научная деятельность | Научные конференции | Экспедиции | Партнеры
Преподаватели | Выпускники | Направление подготовки «Антропология и этнология»



 

В начале июля, получив дипломы бакалавров и специалистов, в приемную комиссию пришли абитуриенты, желающие учиться в магистратуре по направлению "Антропология и этнология" (5 бюджетных мест).
Важно! На сайте приемной комисси ОмГУ магистратура по направлению "Антропология и этнология" почему-то называется "Этнология и ее субдисциплины". Это - ошибка! Хуже то, что в разделе "Программы вступительных испытаний в магистратуру" невозможно найти программу для подготовки в нашу магистратуру под любыи именем! Эти ошибки сейчас уже исправить невозможно. Поэтому программу собеседования размещена на этой странице.

Обратите внимание, в рамках магистратуры по направлению "История" осуществляется подготовка по программе "История культуры народов мира" (4 плановых места). Собеседование с абитуриентами проводится по истории, но, согласно программе, "абитуриент готовит к собеседованию один раздел программы по выбору". Предполагается, что поступающие на эту программу выбирают вопросы из раздела "Этнология". Эту программу можно скачать на сайте приемной комиссии ОмГУ.

 

Аннотации дисциплин, изучаемых по программе
магистерской подготовки "Антропология и этнология"
>>>

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА
вступительного испытания (собеседование) для поступления в магистратуру
по программе «Антропология и этнология»

Вступительное испытание проводится в форме собеседования. Абитуриенту для собеседования предлагается два вопроса из обозначенных в программе.
Максимальная оценка за каждый вопрос – 50 баллов, соответственно максимальная оценка за два правильных ответа составляет 100 баллов.



Критерии оценивания ответа

Количество баллов   Требования к ответу
41−50 баллов    1. Изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно.
2. Теоретические вопросы подкреплены конкретно-историческим материалом, продемонстрировано свободное владение историческим материалом (знание основных дат, имен, событий, явлений).
3. Показано глубокое понимание основных исторических явлений и процессов, причинно-следственных связей.
31−40 баллов   1. Изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет.
2. Теоретические вопросы слабо подкреплены конкретно-историческим материалом, возникают затруднения при обращении к использованию исторического материала (знание основных дат, имен, событий, явлений).
3. Продемонстрировано понимание основных исторических явлений и процессов, причинно-следственных связей.
16−30 баллов   1. Изложено в целом правильное понимание вопроса. В то же время дано неполное, неточное описание предмета ответа и некоторых относящихся к нему понятий.
2. Теоретические вопросы практически не подкреплены конкретно-историческим материалом, возникает путаница при использовании исторического материала (знание основных дат, имен, событий, явлений).
3. Представлено слабое понимание основных исторических явлений и процессов, причинно-следственных связей.
0−15 баллов   1. Ответ не соответствует вопросу.
2. Ответ претендента дан по указанному вопросу неверно, содержит, в основном, ошибочные положения.
3. В ответе не раскрыты основные понятия и не освещены исторические процессы или явления, относящиеся к вопросу.
4. Непонимание основных исторических явлений и процессов, причинно-следственных связей, выборочное несистематизированное изложение конкретного исторического материала (знание основных дат, имен, событий, явлений).

 

 
Программа собеседования

Тема 1. Объект и предмет этнологии

Определение этнологии как науки. История вопроса о месте этнологии в системе естественных и гуманитарных наук. Понимание этнологии как самостоятельной области знания. Мнение об этнологии как части исторической науки. Названия науки о народах в разных научных школах и странах. Соотношение этнологии, этнографии и антропологии.
Объект этнологии. Классификация историко-культурных общностей. Этнос, его место и значение в системе историко-культурных общностей. Предмет этнологии. История вопроса о предмете этнологии (этнографии) в XIX–XX вв. Выделение в объекте этнологии (этнографии) предметной области. Взгляды современных отечественных ученых на предмет этнологии.
Значение этнологических знаний в деятельности человечества и его сообществ. Роль этнологических знаний в мировоззренческой, идеологической, политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

Литература
Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. – М., 2004. ‒ С. 5−26.
Барнард А. Социальная антропология: исследуя социальную жизнь людей. ‒ М., 2009. ‒ С. 25−34.
Основы этнологии: учебник / под ред. В.В. Пименова. – М., 2007. – С. 7−18.
Тишков В.А. Реквием по этносу. – М., 2003. − С. 27−43.
Этнология: учебник / под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. – М., 1994. – С. 5−14.

 

Тема 2. Понятия «этнос» и «этничность». Основные виды и типы этноса

Понятия «этнос» и «этничность». Исследовательские подходы к изучению народов: примордиализм, конструктивизм, инструментализм, дуализм.
Теория этноса Ю.В. Бромлея и ее основные понятия: компоненты этноса, виды этнических общностей, типы этноса в разные исторические эпохи (от первобытного общества до постиндустриальной эпохи).

Литература
Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. – М., 2004. ‒ С. 45−58.
Основы этнологии: учебник / под ред. В.В. Пименова. – М., 2007. – С. 9−13, 19−24.
Тишков В.А. Реквием по этносу. – М., 2003. − С. 59−63, 95−133.


 
Тема 3. Виды источников и методы сбора материалов в этнологии

Источники этнологии. Понимание этнографии как фактологической основы этнологии. Понятие «этнографический источник». Виды и содержание источников этнографического изучения. Полевые источники и их виды. Письменные источники – архивные, опубликованные и хранящиеся в различных организациях. Изобразительные источники (скульптуры, рисунки, барельефы, рисунки, вышивки и т.д.). Этнографические музейные предметы. Использование источников из смежных научных областей (антропологии, археологии, истории, лингвистики, фольклористики). Роль археологических данных в изучении исчезнувших этносов и в изучении прошлого современных этносов.
Методы этнографии. Методика полевой этнографии. Виды этнографических экспедиций.

Литература
Основы этнологии: учебник / под ред. В.В. Пименова. – М., 2007. – С. 31−37.
Тишков В.А. Реквием по этносу. – М., 2003. − С. 34−43.
Этнология: учебник / под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. – М., 1994. – С. 44−53.

 

Тема 4. Классификации народов мира

Географическая классификация и ее цель. Географические ареалы и историко-этнографические общности.
Антропологическая классификация. Расовые признаки. Причины возникновения расовых различий. Классификация по большим и малым расам. Самостоятельные (переходные) малые расы.
Лингвистическая классификации. Суть генеалогической классификации языков. Языковые семьи народов мира. Изолированные языки.
Этнографические классификации. Классификация по историко-этнографическим общностям. Классификация народов по типам культуры, в том числе по хозяйственно-культурным типам. Этноконфессиональная классификация.

Литература
Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. – М., 2004. ‒ С. 64−68, 95−118.
Основы этнологии: учебник / под ред. В.В. Пименова. – М., 2007. – С. 96−117.
Тишков В.А. Реквием по этносу. – М., 2003. − С. 52−94.

 

Тема 5. Народы европейской части России: этнический состав, традиционное хозяйство, особенности духовной культуры

Понятие этнографического описания народов. План этнографического описания.
География расселения, численность (по Всероссийской переписи населения 2002 г.) и языки народов европейской части России, характеристика традиционного хозяйства по хозяйственно-культурной классификации. Традиционные верования. Основные современные конфессии.

Литература
Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. – М., 2004.
Народы России: Энциклопедия. – М., 1994.
Основы этнологии: учебник / под ред. В.В. Пименова. – М., 2007.
Этнология: учебник / под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. – М., 1994.

 

Тема 6. Народы Сибири: этнический состав, традиционное хозяйство, особенности духовной культуры

Понятие этнографического описания народов. План этнографического описания.
География расселения, численность (по Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг.) и языки народов Сибири. Основные хозяйственно-культурные типы народов Сибири. Традиционные верования. Основные современные конфессии. Локальные и региональные особенности культуры.

Литература
Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. – М., 2004.
Народы России: Энциклопедия. – М., 1994.
Основы этнологии: учебник / под ред. В.В. Пименова. – М., 2007.
Смирнова Т.Б. Этнология Западной Сибири: учеб. пособие. – Омск, 2005.
Этнология: учебник / под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. – М., 1994.

Скачать программу в формате pdf   >>>

Учебники для подготовки к собеседованию  см. здесь   >>>

 

Больше информации о направлении подготовки здесь:  http://vk.com/club73011890 (группа "Антропология и этнология в ОмГУ").

 

 

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024