123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этноархеологические исследования | Полевой архив | Этнографические заметки | Этнографическая экспозиция МАЭ ОмГУ | ЭтноФото | Этнография Омского Прииртышья
Русская страница | Белорусская страница | Кумандинская страница | Генеалогическая страница | Этнография без этнографа



Статья подготовлена при финансовой поддержке
гранта РГНФ № 05–01–90102 а/Б

А.А. Крих

БЕЛОРУСЫ НА ЦЕЛИНЕ

После столыпинской аграрной реформы следующей крупномасштабной переселенческой акцией государства становиться освоение целины. Под определение целинных районов попадали лесостепные и степные области юга Среднего Прииртышья (юг Омской области и север Казахской ССР). Если степные районы Омской области осваивали, преимущественно, плановые переселенцы из Украины, то белорусы направлялись в Северо-Казахстанскую область. В 1954 г. в колхозы Северо-Казахстанской области планировалось вселить 7105 семей  переселенцев, а в следующем году – еще 12969 семей [1]. По состоянию на 25 октября 1954 г. колхозами области было принято 89 семей из Белоруссии и Украины, а также 93 семьи из Китая [2]. По официальной справке «О количестве пребывших плановых переселенцев в колхозы Северо-Казахстанской области за 1954 г.» в области было размещено 94 семьи переселенцев (432 чел. об.п.), причем 82% составляли переселенцы из Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областей [3 ].

Таким образом, наиболее активными в миграционном отношении оказались все те же районы, которые лидировали в переселенческом движении конца XIX - начала XX вв. В Государственном архиве Северо-Казахстанской области сохранились, правда не в полном объеме, анкеты-заявления на переселение, где имеется информация о месте выхода целинников. Среди мест выхода из Могилевской области преобладали населенные пункты Быховского района – г. Быхов, д. Комаричи, д. Писаревка, д. Дойничево, д. Гута [4 ], жители которых в конце XIX осваивали урманы Тарского округа.

Переселенцы середины XX в. столкнулись с теми же проблемами, которые заставляли возвращаться на родину столыпинских переселенцев: плохая организация приема в колхозы, отсутствие жилья, проблемы с питанием. Восемнадцать белорусских семей, определенные в колхоз «Тропинка Ильича» Ленинского района Северо-Казахстанской области, были размещены в непригодных для жилья помещениях. Транспорта для подвоза топлива колхоз не выдавал, хотя стояла уже глубокая осень – конец октября. Долгое время колхоз отказывался выдавать целинникам скот, который они сдали в месте предыдущего проживания. На заработанные в новом колхозе трудодни выдавали порченное зерно. Комиссия, посетившая белорусских переселенцев, отмечала, что «… с питанием так же дело обстоит плохо, дети просят картофеля, молока, а колхоз не отпускает этих продуктов, при наличии полной возможности» [5]. В итоге, из 18 семей в злополучном колхозе осталось только семь: четыре семьи вернулись в Белоруссию, семь семей переехали в другие колхозы и совхозы.

© А.А. Крих, 2007  

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024