123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Семинар для учителей | Экспедиция "Летопись сибирских деревень",


Семинар для учителей

КАК ИЗУЧАТЬ ТРАДИЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ В ШКОЛЕ?

О необходимости изучения традиционной культуры в школе говорилось не раз. Занятия с учениками этнографией несомненно способствуют расширению кругозора детей, воспитанию уважения к культуре не только своего, но и рядом живущих народов, что способствует в конечном итоге формированию осознанной любви к своей родине. У школы есть необходимый потенциал для этой работы, так как в Омской области принято решение наполнять региональный компонент среди прочего и часами по краеведению, где значительное место занимает преподавание этнографии. К этому подготовлены и учителя, так как в последние годы этнография преподается на многих факультетах педагогических вузов. Особенно выигрышным является обращение к этнографической тематике при подготовке работ в рамках Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск". Выполнение таких работ доступно школьникам разного возраста, учащимся не только городских, но и сельских школ, поскольку прежде всего предполагает сбор первичных материалов и их анализ, не требует постоянного обращения к библиотекам и архивам. Собранные же материалы имеют научную ценность и придают работе подлинно исследовательский характер.
Понимая все это, кафедра этнографии и музееведения Омского государственного университета проводит постоянную работу с учителями школ области и города Омска по внедрению в учебный процесс этнографии - науки о народах мира, их истории и культуры. Благодаря поддержке, которую Фонд Сороса оказывает кафедре в рамках проекта "Развитие образование в России", в настоящее время появилась возможность расширить эту работу. Так, 10 февраля на историческом факультете был проведен областной методический семинар "Изучение традиционной культуры в школе". Были обсуждены такие проблемы: значение этнографического образования школьников; методика написания и оформления исследовательских работ учащихся по этнографии; порядок проведения региональной конференции Омского областного научного общества учащихся "Поиск".

Семинар привлек внимание широкого круга учителей. В нем приняли участие 56 человек - учителя, работники органов управления образованием, представители районных и городских центров детского творчества. На семинар собрались учителя не только городских школ. Среди собравшихся 18 человек представляли 10 районов области: Калачинский, Нововаршавский, Черлакский, Горьковский, Омский, Кормиловский, Русско-Полянский, Щербакульский, Полтавский, Азовский. Этнографией в школе занимаются не только учителя-историки, но и географы, филологи, а также и преподаватели краеведения, технологии, мировой художественной культуры и изобразительного искусства.

Чтобы сделать разговор на семинаре более предметным, его организаторы просили при регистрации участников указать тематику проводимых школьниками исследований. Собранные данные показывают, что в сегодняшней школе наибольший интерес учеников и учителей вызывают краеведение и традиционная культура. Кроме этого школьники ведут исследования в области религиоведения, ономастики, декоративно-прикладного искусства.

На семинаре были обсуждены следующие проблемы: необходимость и значение этнографического образования школьников; основные проблемы этнографии народов Сибири и Омской области; методика написания исследовательской работы; историография, источники и методы в исследовательской работе школьников; оформление работы и порядок проведения региональной конференции НОУ "Поиск".

С приветственным словом к участникам обратился заведующий кафедры профессор Н.А. Томилов, который отметил в своей речи важность этнографического образования школьников.

С докладами выступили доценты кафедры М.Л. Бережнова, С.Н. Корусенко, Т.Б. Смирнова и аспирант кафедры А.Б. Свитнев.
В их докладах речь шла о ситуации с изучением этнографии Омского региона и той роли, которую в этом процессе могут занять научные общества учащихся. К проведению семинара были привлечены и сотрудники городского Дворца творчества детей и юношества. С докладом о требованиях, предъявляемых к исследовательским работам школьников, выступила методист НОУ И.Г. Паустиан.

Присутствующие посетили этнографическую экспозицию Музея археологии и этнографии ОмГУ, экскурсию по которой провела аспирантка кафедры О.Н. Артемьева .

Участники выразили свое удовлетворение организацией семинара и отметили его необходимость для успешной деятельности педагогов в подготовке научных докладов школьников.

М.Л. Бережнова, С.Н. Корусенко, Т.Б. Смирнова

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024