|
|
|||
|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов Хроника 2001 | Хроника 2002 | Командировки и стажировки"НАУКИ О КУЛЬТУРЕ - ШАГ В XXI ВЕК" - ЕЖЕГОДНАЯ МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-СЕМИНАР МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Итак, мы в Москве, где 23 и 24 декабря 2002 года проходила конференция-семинар "Науки о культуре - шаг в XXI век". Этот научный форум собрал молодых ученых из 15 городов России. Представители Вологды, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, и других городов выступили с докладами, в которых отразили результаты своих исследований в различных областях культурологии.
Отдел образования при Министерстве культуры является одним из основных
организаторов этой ежегодной конференции-семинара, проводимого уже в четвертый
раз. По мнению Суфии Гафутдиновны идея междисциплинарности очень плодотворна в
плане общения молодых исследователей. Тематические направления, отражающие
широкий спектр культурологических проблем, позволяют не только расширить
кругозор участников, но и вызвать здоровый научный спор. Следующим выступил доктор философских наук Карен Завенович Акопян с докладом "Будущее культуры в глобализирующемся мире". На фоне глобализации, как естественного процесса, выражающегося не только в возможности объединения, но и часто - дезинтеграции, Карен Завенович поставил вопрос: а может ли в таком случае существовать единая общечеловеческая культура? Отвечая на него, докладчик высказал свою точку зрения на место культуры в современном мире, отличную, как впоследствии оказалось, от позиции своих коллег. Единой общечеловеческой культуры, по его мнению, нет и быть не может. Дело в том, что есть явления культуры, которые ее объединяют; культура не предполагает только прогресс, в отличие от цивилизации. Следовательно, культура, по мнению К. З. Акопяна - это та сфера, которая недоступна глобализации. Точка зрения следующего докладчика доктора искусствоведения, профессора, директора Российского института культурологии Кирилла Эмильевича Разлогова, представленная на примере экранной культуры, расходилась с мнением предыдущего и следующего ораторов. К.Э. Разлогов убедительно доказал, что глобализация возможно в сфере массовой культуры. Доклад доктора философских наук Юрия Васильевича Осокина "К вопросу о классике в культурологической мысли" особенно заинтересовал участников конференции-семинара. Докладчик продолжил разговор о том, почему в современном обществе возникает вопрос об определении культурологии как науки. Говоря о классиках в культурологической мысли, Ю.В. Осокин назвал отцом культурологии как самостоятельной дисциплины Лесли Уайта. Именно он, по мнению Ю.В. Осокина, первым выразил мысль, что культура - это средство достижения человеком биологических целей, а именно выживания. На этой установке можно построить всю науку о культуре (в отличие от концепции Лесли Уайта концепции Спенсера и Кребера не способны объяснить процессы эволюции культуры, через них невозможно понять логику начала этой эволюции). Далее Юрий Васильевич более подробно раскрыл свое высказывание: "Чтобы человеку очеловечиться, ему необходимо приобрести качества культуры, очеловечиться, значить окультуриться. Любой биологический организм - реакция на природные условия. Смысл существования в мире всех организмов один - выжить. Таким образом, чтобы выжить организмы из поколения в поколение накапливают видовой опыт, человек в отличие от других организмов накапливает его внебиологическими средствами и сохраняется внебиологическими способами, то есть культура фактически - это средство выживания. Человеку необходимо привить опыт, чтобы он стал человеком и мог свободно ориентироваться в мире. Исходя из всего этого рабочее определение культуры, предложенное Ю.В. Осокиным таково: культура - это сверхсложная система внебиологического существования человека. Такого рода определение охватывает весь круг системы и включает в себя все другие определения культуры, стало быть, цель данной системы - видовое выживание человека". Во второй части доклада Юрий Васильевич попытался охарактеризовать систему культуры. По его мнению, система не может существовать иначе, чем субъективно и объективно, таким образом, обеспечивается ее устойчивость. Культура открыта и, следовательно, может вобрать в себя новый опыт, который на определенных этапах может меняться. Выражая позиции Лесли Уайта и Клиффорда Гирца, основанные, прежде всего на том, что сознание определяет бытие ("как я вижу мир - так я в нем себя и веду") докладчик привел пример: "изучение культурных ценностей - это не только изучение материала, из которого они сделаны, например собор, сделанный из камня и стекла, представляющий собой некую культурную ценность и построенный в таком или таком стиле на самом деле памятник взаимоотношения человека с Богом, чтобы его изучить, необходимо понять эти взаимоотношения, потому как без них данного культурного объекта попросту не было бы…". В конце своего доклада Ю. В. Осокин озвучил ряд проблем, по его мнению, крайне интересных и предложил молодым ученым заняться их разработкой. В частности им была названа проблемы пределов сознания в античной культуре, и системное содержание опыта в мифологическом сознании. Во время перерыва между заседаниями молодые культурологи посетили местных зимний сад, поднялись на смотровую площадку 23 этажа и посмотрели на Москву с высоты птичьего полета, отхлебнули кофе и снова устремились в Зеленый зал. После перерыва прозвучали доклады ведущих отечественных ученых: доктора философских наук В.Л. Рабиновича, доктора философских наук И. М. Быховской и др. А вечером состоялся круглый стол по теме конференции, на котором обсуждались пленарные доклады и обозначенные в них проблемы.
Иван Назаров прочитал доклад "Из истории кумандинского обряда
Тайэлга". Докладчик проследил историю этого экзотического обряда в течение
XIX - XX вв. у небольшого народа, проживающего в северных предгорьях Алтая - у
кумандинцев. А на следующий день в нашей культурной программе был запланирован поход в Третьяковскую галерею. Об одном только пожалели, что отвели на приобщение к красотам живописи так мало времени. Пробродив по галерее три часа, мы едва успели посмотреть и половину. А так хотелось увидеть все. Но нас ожидал поезд. Мы ехали домой. Домой. Одно радовало, что в этот раз нам попался проводник первого типа. Иван Назаров и Анастасия Ярзуткина
|
||