123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Хроника 2001 | Хроника 2002 | Командировки и стажировки



Отчет А.Г. Селезнева о поездке в Санкт-Петербург и Москву

Последний месяц 2001 года мне посчастливилось провести в наших столицах - Москве и Санкт-Петербурге и сделать себе предновогодний подарок, о котором только можно мечтать: спокойно поработать в библиотеках. Целью поездки был сбор материалов по темам, которые интересуют меня в настоящее время больше всего: теоретические проблемы изучения традиционной культуры, вопросы происхождения и развития традиционных культур таежной части юга Сибири как целостного комплекса, распространение ислама в Сибири и его трансформация в народной среде. Несколько дней я провел в Москве, где поработал в Исторической библиотеке (знаменитой "историчке"), одном из лучших книгохранилищ по гуманитарным дисциплинам в нашей стране. Приятно удивили хорошее качество обслуживания читателей, традиционная, так сказать, "домашняя" обстановка, да и неплохое техническое оснащение библиотеки. Например, каждый читатель библиотеки имеет право бесплатного пользования компьютером, подключенным к Интернет. Как было здорово находясь в центре Москвы набрать знакомый интернетовский адрес в Омске, пройтись по сайту кафедры!

В Питере, где я провел основное время командировки, было непривычно холодно для прибалтийской зимы, температура доходила до 28 градусов мороза, но потрясающе красиво. Наша "старая новая" столица, одетая, по крайней мере в центре, в нарядную брусчатку и сверкающая Новогодними огнями была просто прекрасна.

И перед новою столицей
Склонилась старая Москва
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Не стоит сейчас обсуждать вопрос о том, где у нас новая столица, а где вдова, плачущая о своем былом величии, но Питер положительно меняется. Что здесь главное - наступающее 300-летие города или истоки карьеры нынешних обитателей Кремля и Белого Дома не знаю, но факт остается фактом.

 Из питерских библиотек лучшая для нашей специальности - это, бесспорно, библиотека Музея антропологии и этнографии "Кунсткамера". Здесь большое количество литературы находится на открытом доступе, каталоги составлены профессионально (у сотрудников специальное образование), но самое главное, что все здесь родное, что это моя юность. И еще очень милый и приятный коллектив сотрудников.

Пользуясь случаем выражаю глубокую благодарность всем тем, с кем я встречался в Питере и Москве, всем, кто безо всяких раздумий, оказывал лю бую возможную помощь, давал ценные консультации или просто чрезвычайно полезные советы. Очень плодотворными были встречи в МАЭ "Кунсткамера", Российском этнографическом музее, ИЭА РАН, Санкт-Петербургском Институте востоковедения, конечно же, в "Alma mater", нашем старом добром истфаке Санкт-Петербургского университета. Особенно помогла родная кафедра этнографии и музееведения Питерского Университета, все без исключения ее сотрудники. Здесь всегда можно было воспользоваться и компьютером, и ксероксом, и чайку попить и проблемы обсудить. И еще не могу не упомянуть встречи с выдающимися учеными: Е.И. Кычановым, С.М. Прозоровым, В.П. Дьяконовой, Д.Г. Савиновым, А.М. Решетовым и др.

Весьма плодотворной оказалась работа и в Библиотеке Академии наук в Петербурге, а вот Российская национальная библиотека разочаровала, там началась реорганизация и переезд, ну а что такое реорганизация в наших условиях мы хорошо усвоили в последнее время.

За время командировки удалось сделать выписки или ксерокопии интересных и, действительно, важных работ. Прежде всего удалось прочитать издания различных подразделений Русского географического общества, в которых содержатся работы ученых 19 - начала 20 века: А.В. Адрианова, Ф. Кона, Н.Ф. Катанова, Д.А. Клеменца, И.А. Евсенина, В.А. Ошуркова, П.Е. Островских. По новому открылись работы крупных ученых 1920-х - 1930-х годов: Б.Э. Петри, Н.Н. Козьмина, акад. Б.Е. Владимирцова. Перелистывал пожелтевшие страницы и ловил себя на мысли, что идея, занимающая меня последние годы, идея о формировании на юге Сибири в лесостепных и горно-таежных ее областях особого культурного комплекса, функционирующего на протяжении длительного времени вне зависимости от языковых и этнических границ, и, в какой-то степени альтернативного степному кочевническому культурному комплексу, могла быть сформулирована уже в 1930-х годах. Очень близко к ее формулировке и обоснованию подошли Н.Н. Козьмин, Б.Э. Петри и ряд других авторов. Однако репрессии против этих ученых прервали их творческие поиски и сейчас наступило время еще раз отдать долг их памяти.

Большое количество важных и ценных сведений содержится в работах классиков отечественного сибиреведения Н.П. Дыренковой и Л.П. Потапова, обращение к которым вновь (уже в который раз!) оказалось весьма полезным.

Тема ислама и его трансформаций в народной среде весьма интересно и полно разработана на среднеазиатском материале, в исследованиях В.А. Гордлевского, Э.Г. Гафферберг, Г.П. Снесарева, О.А. Сухаревой и др.

Из иностранной литературы мое внимание привлекли в этой поездке теоретические работы о культуре Мелвилла Херсковица "Экономическая антропология", Лесли Уайта "Наука о культуре (изучение человека и цивилизации)", работа Уно Холмберга (Харва) в "Мифологии всех рас", посвященной мифологии сибирских народов, а также некоторые энциклопедические издания, выходившие в США, Нидерландах и других странах. Надеюсь, что изучение иностранной литературы удастся продолжить в ближайшее время за рубежом.

Надеюсь также, что мысли и идеи, возникшие в этой поездке выразятся во что-то материальное и уже тогда будет повод сказать, что время было потрачено точно не напрасно.

Исполненный впечатлений и воспоминаний
Александр Селезнев

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024