123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Этнография в школе | Этнографическое сообщество | Кафедре – 25 лет! | Преподаватели | Аспиранты
Мегапроект | Другие проекты ИОО | Курсы приглашенных лекторов
Хроника 2001 | Хроника 2002 | Командировки и стажировки



Зимняя школа "Устная история: теория и практика" в Санкт-Петербурге

С 29 по 31 января 2002 года в Санкт-Петербурге проходила зимняя школа "Устная история: теория и практика" на базе Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) и при поддержке Индианского университета (США).

В работе школы приняли участие молодые исследователи из Харькова, Барнаула, Ульяновска, Архангельска, Калининграда, Саратова, Москвы, Волгограда, Челябинска, Петрозаводска, Бергена (Норвегия) и, разумеется, Санкт-Петербурга. Среди участников школы оказалась и я, аспирантка кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета. В научном отношении состав участников школы был столь же разнообразным. В то и дело разгоравшихся дискуссиях принимали участие историки, социологи, этнографы, фольклористы, психологи и философы. Такой разношерстый состав участников Зимней школы способствовал рассмотрению проблем устной истории с позиций различных наук.

Перед началом работы участников школы поприветствовали доктор философских наук, ректор ЕУСПб Борис Максимович Фирсов, кандидат исторических наук, декан факультета истории ЕУСПб Владимир Викентьевич Лапин и преподаватель Индианского университета Дэвид Рансел.

Работа в Зимней школе имела несколько организационных форм. Основными формами работы являлись лекции и дискуссии в группах. Лекции читались на английском языке, но с синхронным переводом, Барбарой Труесделл (Индианский университет). Лекции были посвящены подготовке и организации исследований по устной истории, затрагивались такие вопросы, как определение цели и задач исследования, выбор респондентов, составление вопросника, приемы интервьюирования, проблемы этики, связанные с тем, что исследователь, используя методы устной истории, вторгается в частную жизнь посторонних ему людей, проблему фиксации, хранения и публикации собранных материалов. Одна лекция, посвященная сравнению биографического и тематического интервью, была прочитана Дэвидом Ранселом.

После каждой лекции участники школы разбивались на группы по 10 человек и обсуждали те вопросы или замечания, которые возникли у них по поводу лекций или прочитанных статей, тексты которых были высланы заранее ещё до начала работы школы. После этого, вопросы, поднимаемые в группах, выносились на общее обсуждение.

Одним из видов работ были практические задания. Так, к примеру, в течении 40 минут участники школы должны были взять друг у друга интервью. Данное задание вызвало противоречивое ощущение, связанное с тем, что исследователь, использующий методы устной истории, сам вдруг становился респондентом. В связи с этим появилась возможность понять, что чувствует и как думает человек, которого расспрашивают о значимых событиях его жизни.

Другое задание состояло в разработке вопросника для исследования. Как показала практика, наиболее сложными моментами в разработке концепции исследования стало формулирование цели исследования и определение круга респондентов.

Следующей немаловажной составляющей частью работы Зимней школы являлось обсуждение конкретных исследовательских проектов участников. Тексты проектов были высланы по электронной почте до начала работы школы, что освобождало участников от необходимости делать доклад по своему проекту. Для обсуждения были представлены различные по тематике исследования, но всех их объединяло одно - использование методов устной истории. Ни один проект не был оставлен без внимания, очень часто по тому или иному вопросу разгорались жаркие споры. Думаю, что каждый из участников, чей проект обсуждался, вынес из дискуссий нечто полезное, что позволяет посмотреть на свое исследование с другой стороны, увидеть его слабые и сильные стороны.

В последний день работы школы вниманию её участников была представлена презентация информационных технологий, используемых в исследованиях устной истории. Презентация проходила в Институте "Открытое общество" (фонд Сороса). В основном речь на презентации шла о цифровом преобразовании звука, обработке его на компьютере и создании звукового архива в сети Интернет.

Несмотря на плотный график работы Зимней школы, на то, что во время обсуждений и дискуссий поднимались многие важные вопросы, связанные с подготовкой и проведением исследования, осталось очень много не затронутых или слабо освещенных проблем. К примеру, так и осталось неопределенным что же такое "устная история" - метод сбора информации по той или иной теме или отдельное научное направление, имеющее свое собственное исследовательское поле. Слабо оказались освещены вопросы, касающиеся оформления и хранения материалов интервью, а также проблема ссылки на них в тексте научной работы. Не затронутыми оказались моменты, связанные с критикой устных историй, с методами их научной "обработки" и т.д.

В заключение хотелось бы сказать большое спасибо Елене Ивановне Кемпбелл и Виктории Календаровой за прекрасную организацию и проведение Зимней школы, которая, я надеюсь, найдет свое продолжение и станет регулярным мероприятием в научной жизни Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Аспирант кафедры этнографии и музееведения ОмГУ Анна Новоселова

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024