|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно
Страница создана при финансовой поддержке
Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины XIX – начала XX в . – Казань: Наука, 1980. – 128 с.
Работа представляет собой исследование, посвященное традиционным женским украшениям татар. В ней на основе тщательной классификации определены основные типы украшений, выявлена история их происхождения. Большое внимание уделено региональным и возрастным комплексам украшений, их связи с традиционной одеждой. Автором использован большой иллюстративный материал.
Скачать книгу полностью в формате djvu >>> Скачать Djvu Reader 2.0.26 >>>
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава I. ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА Глава II. УКРАШЕНИЯ, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ТИПЫ
Глава III. УКРАШЕНИЯ КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ Заключение Приложение Список сокращений Список иллюстраций Указатель имен Указатель географических названий
ВВЕДЕНИЕ Женские украшения, пожалуй, больше, чем другие элементы культуры, зависят от этнических факторов и зачастую являются концентрированным отражением чрезвычайно сложной этнической истории народа: его происхождения, этнических процессов в период средневековья, ранних и поздних культурно-исторических взаимосвязей с другими народами. Поэтому при условии тщательного сравнительно-исторического анализа данная категория национальной культуры может послужить ценным источником при изучении некоторых проблем этнической истории изучаемого народа. Разумеется, решать этногенетические проблемы только на материале украшений невозможно. Однако, без сомнения, исследование женских украшений в историко-этнографическом плане будет способствовать и накоплению новых данных, и уяснению спорных и неясных вопросов этнической истории исследуемого этноса. Мы рассматриваем здесь прежде всего металлические ювелирные украшения, оставляя в стороне другие виды женских украшений (вышивка, аппликация и др.). Объектом нашего исследования явились казанские татары, живущие в современных административных пределах ТАССР. К другим группам казанских татар (чепецкой, оренбургской и т.д.) мы обращаемся исключительно в сопоставительных целях. Выбор территории ТАССР в качестве района исследования не является случайным: здесь расселена основная часть казанско-татарского населения, как магометанского, так и христианского вероисповедания в прошлом. Как известно, территория ТАССР является центром формирования татарского народа, древнейшим местом сосредоточения всевозможных ремесел, в т. ч. и ювелирного. Хронологические рамки работы охватывают середину XIX – начало XX в. Выбор именно этих хронологических рубежей диктуется прежде всего содержанием имеющегося материала: все основные музейные коллекции казанско-татарских украшений, а также сведения, полученные от информаторов во время экспедиций, относятся именно к этому периоду. Украшения же, изготовление которых относится к более раннему времени, встречаются редко и используются нами как сопоставительный материал при выявлении истоков формирования типов женских украшений. На материалах (музейных, полевых) этого периода особенно хорошо прослеживаются элементы традиционного материального быта, а также те изменения, которые наметились в нем к началу XX в. в связи с усилением капиталистического развития в крае. При решении вопросов, связанных с выявлением истоков украшений, автор, где это позволяют источники, углубляется в более раннее время, прежде всего обращается к материалам булгарского времени, а иногда – и к более ранним источникам. Необходимость широкого привлечения археологических данных объясняется тем, что генезис любого традиционного типа украшения представляет собой сложный исторический процесс, в котором переплетаются традиции и технические навыки самых разных времен и народов, так или иначе связанных с исследуемым этносом. Территория ТАССР издавна была многонациональной. И сейчас она: включает в себя татарское, чувашское, башкирское, удмуртское, марийское, мордовское и русское население. Естественно, что многовековое их общение между собой оказывало определенное взаимовлияние на быт, культуру, в том числе и на женские украшения. Специальная глава настоящего исследования посвящена установлению характера связи между украшениями и одеждой, определению их места и роли в системе стилевого ансамбля народного костюма. Здесь же рассматриваются локальные и возрастные комплексы украшений, а также другие особенности (социальные, классовые) их использования в народной одежде. Разумеется, не все вопросы, связанные с украшениями казанских татар середины XIX – начала XX в., разработаны автором с исчерпывающей полнотой. Тем не менее автор надеется, что, кроме научного интереса, настоящее исследование принесет и определенную практическую пользу, прежде всего работникам художественных промыслов. Выражаю глубокую признательность сотрудникам Государственного музея Татарии, Государственного музея этнографии народов СССР и многочисленным информаторам за предоставление ценнейших материалов и научным сотрудникам Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова КФАН СССР (археологам, этнографам) за большую методическую помощь при подготовке данной работы. |