123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно




Р.Ф. Уразалеев

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ИЗУЧЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРА
У КУРДАКСКО-САРГАТСКИХ И ТАРСКИХ ТАТАР

Духовная жизнь сибирских татар хорошо представлена их богатейшим фольклорным наследием. Жанровый состав фольклора включает в себя различные предания и легенды, фантастические и бытовые сказки (йомаклар), пословицы (макалялэр) и поговорки (лагаплар), загадки (табышмаклар), лирические и обрядовые песни (йырлар), произведения эпического характера – дастаны и баиты, частушки (такмаклар), короткие песни духовного содержания – мунаджаты, басни (меселэр), смешные истории (келтергецлэр), бытовые и мифологические рассказы (кяпляуляр), идиоматические выражения. Устное народное творчество сибирских татар уже давно привлекало к себе внимание исследователей. Именно в фольклоре народа нашли свое отражение «…реальная действительность, жизнь и быт людей в конкретно исторических условиях» [1] .

Целью данной работы является характеристика изученности фольклора курдакско-саргатских и тарских татар, групп сибирских татар, расселенных в северных районах Омской области и в Вагайском районе Тюменской области. При написании статьи автор обращался к трудам Н.А.Томилова, Ф.Т. Валеева и других ученых, а также к записям фольклорных текстов из архива МАЭ ОмГУ.

Богатое народное творчество татар стало известно уже в XVII в. Исторические песни, предания и легенды сибирских татар были включены в Есиповскую, Ремезовскую и Кунгурскую летописи. В этих фольклорных текстах была отражена жизнь тюркского населения Сибири доханского периода, а также отражена история сибирских ханств. В XVIII в. на фольклор сибирских татар обратили внимание И.Э. Фишер, Г.Ф. Миллер и другие путешественники. В частности в «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера приведены легенды и предания, курдакско-саргатских и тарских татар. В них упоминается о местных правителях Он-Соме и Иртышаке, ханах Тайбуге, Чингисе и Мамуке. В книгу Миллеравошли также предания о происхождении саргачиков, о борьбе Ермака и Кучума, легенды о ташетканском камне и приходе бедных туралинцев к Ермаку, перечислены также городки местных татар: Курдак-кала, Ишим-кала, Кулар-кала, Ташеткан-аул, Теркач-аул и Шиш-тамак-аул.

В XIX в. началось серьезное научное изучение фольклора сибирских татар историками, этнографами и краеведами. Работу в этом направлении вели М.А. Кастрен, В.В. Радлов, И. Юшков, Г.Н. Потанин, Н.Ф. Катанов и др. Эти авторы в своих работы включали лишь отдельные тексты или пересказы произведений устного народного творчества. Вместе с тем большую научную ценность представляет IV том «Образцов народной литературы тюркских племен», посвященный наречиям «барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар» В.В. Радлова, опубликованный в 1872 г. Как отметили известные ученые исследователи сибирских татар С.М.Исхакова и Ф.Т. Валеев, эти материалы были «…приведены с сохранением фонетических, лексических и других особенностей разговорного языка коренных сибирских татар» [2] . В томе были приведены такие эпические сказания и легенды курдакско-саргатских и тарских татар, как «Кара Кукул», «Куцум хан», «Токтамыш хан» («Идегей»), «Ак Кубак», «Атулу батыр», «Аксак Тимур».

В советской научной литературе сведения о фольклоре разных групп сибирских татар и фольклорные тексты содержатся в работах И.И. Авдеева и И.П. Струковой, С.В. Бахрушина, Ф.Т. Валеева и С.М. Исхаковой, Г.И. Еремина, Л.В. Дмитриевой, И.Ш. Кадырова, В.В. Храмовой, З.К. Лосевой, Н.А. Томилова, Ф.В. Ахметовой-Урманче, Д.Г. Тумашевой, М.А. Усманова и Р.А. Шайхиева, Х.Х. Ярмухаметова, А.П. Окладникова, Ф.И. Урманчеева, Ю.В. Шершева, А.Н. Самойловича и др. В довоенные годы сбором фольклора сибирских татар занимались научные сотрудники отдела фольклора Татарского научно-исследовательского института истории, языка и литературы (ТНИИИЯЛИ). Эта работа продолжалась и в послевоенные годы. Собранные учеными ТНИИИЯЛИ сказки, дастаны, песни и произведения других жанров устного народного творчества сибирских татар были включены в 14-томное издание произведений татарского народного творчества. Однако в этой серии фольклорные материалы публиковались на литературном татарском языке, что предполагало их значительную литературную обработку. В текстах были устранены фонетико-грамматические и лексические особенности народно-разговорного языка сибирских татар, что в ряде случаев привело к искажению первоначального смысла фольклорных текстов.

Много записей образцов фольклора курдакско-саргатских и тарских татар содержится в материалах этнографических экспедиций и практик ОмГУ (проводятся с 1975 г.) и Омского филиала ОИИФФ СО РАН (проводятся с 1991 г.). Записи фольклора делались как на диалектах с последующим переводом, так и сразу на русском языке. Кроме того, сбором и обработкой фольклорного материала занимается кафедра татарского языка и литературы Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева. Отдельные сведения по фольклору курдакско-саргатских и тарских татар можно почерпнуть из работ Ф.С. Баязитовой, Д.Б. Рамазановой, Ф.С. Сайфулиной, Р.А. Вафеева, А.Г. Селезнева и И.А. Селезневой, И.В. Белича, М.С. Азизовой и И. Башировой, В.И. Хайруллиной, Л.Р. Ильясовой, И.Г. Закировой.

В фольклоре курдакско-саргатских татар шире, чем в фольклоре других групп сибирских татар, представлен жанр малых форм – пословиц и поговорок. В них отразилось презрение к лени, праздности, трусости, восхваляется трудолюбие, стремление к знаниям, любовь к родителям и родине, бичуются людские пороки, высмеиваются жадность, мелочность и т.д. Загадки местных татар являются одним из древнейших жанров фольклора. Ф.Т. Валеевым и С.М. Исхаковой установлено их почти полное совпадение с загадками, помещенными в известном памятнике кыпчакско-половецкого (куманского) языка «Кодекс Куманикус», датированном 1303 г. Популярностью пользуются сказки о животных: «Почему вымер мамонт?», «Сказка о белочке», «Сказка о кошке и собаке», «Медведь, волк, лиса», «Медвежий сын Атылахметгэрей». В народе хорошо сохранились этногенетические предания и легенды об основании населенных пунктов местных татар: Ишаира, Карагая, Утуз, Кускун, Кипо-Кулар, Больших Туралов, Больших Мурлов, Каракуля, Куйгалов, Берняжки и др. До сих пор сохранились предания об исторических личностях: о хане Кучуме и Ермаке, о Токтамыше и Едигее, об Алим-шейхе, об Иване Грозном и Петре I. В богатырских сказках о Сянгиль-Гулюке, Абусаре и Хаирмане, Касмаке и Али-Азрате отражены столкновения с хантами, манси, калмыками, казахами и русскими казаками. В некоторых сказаниях четко прослеживаются коранические мотивы, сплетенные с доисламскими верованиями: «О сотворении мира», «О хазрат Али», «Об Айсе Бегамбаре», «Об Адаме и Хауве», «О пророке Мухаммеде», «О потопе», «О лесных людях-ишах», «О войнах мусульман с курчаками» и пр. Повсеместно сохранились предания о распространении среди татар ислама «святыми» шейхами из Бухары.

Лирические песни сибирских татар имеют много общего с музыкальным фольклором других тюркоязычных народов. От татар Поволжья сибирскими татарами заимствован образы Шурале и Бичуры в волшебных сказках, некоторые легенды и баиты. От живших рядом казахов взят образ мудрого хитреца Алдара, любовью пользуются казахские народные песни – олены и оленги. От народов Средней Азии пришел образ Куцы Нэсрэтина (Ходжи Насретдина). Еще в дореволюционное время в среду сибирских татар стали проникать русские песни, которые сейчас татарами исполняются наряду с родными татарскими. В XX в. фольклор курдакско-саргатских и тарских татар обогатился новым содержанием не только за счет включения фольклорных сюжетов окружающих народов, но и вследствие появления неизвестных раннее мотивов в некоторых жанрах. Посвящены они были событиям современной жизни или периоду Великой Отечественной войны. Широко распространились короткие песни о проводах в армию, об участии молодежи в трудовой и общественной жизни села, о переезде из деревни в город или на север. События Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. отражены в народных баитах, таком, например, как «Песня матери и отца» про сына, который находится на фронте, сочиненном в д. Уленкуль Большереченского района Омской области Хусаином Мухамедьяровичем Шиховым [3] .

Фольклор татар Среднего Прииртышья включает в себя ценные в научном отношении сведения по истории, этнографии, лингвистике. Он давно привлекал к себе внимание исследователей, ученых. Но в целом в научных трудах рассматривались только отдельные жанры и тексты. На неизученность в полной мере фольклора сибирских татар указывали многие ученые [4] . В силу разных причин научными исследованиями не были охвачены отдельные населенные пункты курдакско-саргатских и тарских татар, где фольклор не записывали никогда. Часть фольклорного наследия местных татар была искажена и известна сейчас толкько в записях на татарском литературном языке. Дальнейшего изучения, классификации и публикации ждут малоизвестные материалы из фольклорных собраний, хранящихся в Казани, Новосибирске, Тюмени, Тобольске.

 

Опубликовано: Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание: сб. науч. тр.  Омск: Изд-во Омск. ун-та, 2005. – С. 139–143.

© Р.Ф. Уразалеев, 2005

 

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024