123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно




В.В. Мерзликин

МНОГОУГОЛЬНЫЕ СРУБНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
ТОБОЛО-ИРТЫШСКИХ ТАТАР

В настоящее время преобладающим вариантом жилища в деревнях тоболо-иртышских татар являются прямоугольные в плане типовые бревенчатые дома, практически ничем не отличающиеся от жилых сооружений в деревнях русского населения. На уровне воспоминаний в татарских деревнях сохраняется информация об использовании в прошлом в качестве постоянного жилища землянок и полуземлянок (йер уй). В настоящее время такие конструкции иногда изготавливаются и используются в качестве хозяйственных построек (хлев, курятник), иногда землянки и полуземлянки строят на местах промысла охотники и рыбаки.

К настоящему времени жилище сибирских татар достаточно хорошо изучено, что в том числе подтверждается наличием работ обобщающего характера. Например, раздел, детально характеризующий жилище сибирских татар, можно найти в известной работе З.П. Соколовой, посвященной типологии жилища народов Сибири [1]. При рассмотрении материалов, посвященных жилищу сибирских татар, бросается в глаза отсутствие у последних многоугольных срубных жилых конструкций, столь характерных для других тюркских народов Сибири (якуты, алтайцы, хакасы, тувинцы) и выделяемых для народов южной Сибири в целом в качестве особой группы «самобытных срубных сооружений» [2]. Чаще всего они представляют собой шестиугольные или восьмиугольные дома, для которых характерен способ соединения бревен с выпущенными концами [3] .

Можно предположить, что для алтайцев доминирующей формой подобного жилища является шестиугольник, во всяком случае, опубликованные в литературе статистические данные, прежде всего материалы С.Н. Тихонова за 19811982 гг., показывают преобладание у алтайцев шестиугольных конструкций (см. табл.) [4] .

Соотношение количества граней срубов с числом сооружений 

Количество граней сруба

Количество зафиксированных сооружений

4 грани

26

5 граней

6

6 граней

Более 400

7 граней

1

8 граней

1

9 граней

1

Составлено по: Тихонов С.Н. Традиционные жилища алтайцев… – С. 55.

Материалы, посвященные жилищу сибирских татар, не показывают наличия у них в настоящем или недалеком прошлом многоугольных срубных жилых конструкций, тем не менее подобные сооружения (многоугольные срубы) четко фиксируются у отдельных групп тоболо-иртышских татар при анализе погребального обряда и комплекса традиционных религиозных представлений.

Хорошо известны святые места (астана) тобольских и курдакско-саргатских татар, святость которых местное татарское население объясняет наличием на них могил мусульманских святых. Над предполагаемыми местами захоронения святых традиционно возводят многоугольный сруб. Информаторы особо подчеркивают, что многоугольный сруб является необходимым атрибутом именно места захоронения святого человека. Помимо этого в отдельных местах в исключительных случаях многоугольные (шестигранные) срубы ставят на сельских кладбищах (сиярат) на могилах особо уважаемых стариков, причем информаторы подчеркивают, что изготавливают такие конструкции только «хорошим» людям.

Характерный пример подобного намогильного сооружения – зафиксированные нами  на кладбище д. Карагай Вагайского района Тюменской области две шестиугольные ограды, по форме приближающиеся к правильному многоугольнику (рис. 1). Ограды срублены в технике рубки «в чашку», концы бревен выпущены наружу, между рядами бревен оставлены узкие просветы. Точное количество венцов срубов подсчитать невозможно в связи с плохой сохранностью сооружений, предположительно, количество венцов пять или шесть, в одном из случаев разные стенки ограды сложены из шести, семи и восьми рядов бревен.

В пределах одной ограды прослеживался провал овальной формы от одиночного захоронения, внутри другой конструкции четко прослеживались две ямы-западины на месте двух захоронений. Могилы ориентированы по линии запад-восток со значительным отклонением к северу. В одной из западных граней ограды одиночного захоронения зафиксирован небольшой прямоугольный проем, размерами 12х35 см, напоминающий небольшое окошко. Отличительной особенностью данных сооружений являлось отсутствие на могилах традиционного для данных мест атрибута – резного намогильного столба (баган).

Другой вариант конструкции многоугольного срубного намогильного сооружения  был зафиксирован нами на кладбище д. Ренчики Вагайского района Тюменской области (приблизительно в 100 км к западу от деревни Карагай по направлению в сторону Тобольска). Здесь многоугольные (шестигранные) срубы не имеют формы правильного многоугольника, у оград четко выражены две наибольшие продольные стороны и торцы из двух сходящихся под углом коротких стенок. Бревна срублены способом рубки «в чашку», между рядами бревен оставлены широкие просветы, количество венцов сруба, как правило, пять. В западных оконечностях могильных оград, в том числе и многоугольных, зачастую установлен намогильный резной столб (рис. 2).

Декор намогильных столбов с кладбищ указанных деревень в целом идентичен. Высота данных сооружений составляет 180–400 см, материалом для их изготовления служат бревна и брус. Нижняя часть столба не орнаментируется, верхняя украшается резьбой и состоит из чередующихся призматических, конических и сферических объемов. Верх столбов с захоронений мужчин заостренный, на могилах женщин – украшенный зубцами, изображающими гребень (тарак). Вершина столба нередко увенчивается изображением полумесяца.

По своему этническому составу население д. Карагай относится к курдакско-саргатской группе тоболо-иртышских татар, деревня Ренчики, вероятнее всего, находится в районе перехода от курдакско-саргатской к тобольской этнотерриториальной группе. Непосредственно в тобольской группе тоболо-иртышских татар многогранные (шестиугольные) намогильные срубы отмечены в 1976 г. Н.А. Томиловым [5] .

Местное население объясняет наличие срубных намогильных сооружений в основном в рационалистическом ключе. При этом назначение могильной ограды фактически сводится к функции ограждения места захоронения («чтобы скот могилу не топтал»). В то же время существуют четкие представления о намогильном сооружении как доме умершего. В этой связи показательно употребление для обозначения намогильного сооружения слова уй (дом). Следует отметить, что в ряде мест Тюменской области торцы срубных (прямоугольных) оград оформляются с закругленными или трапециевидными фронтонами и имитацией кровли, что еще более усиливает сходство с жилищем (так поступают, например, тюменские татары в Ярковский район Тюменской области, см. рис. 3).

Таким образом, можно предположить, что многоугольные срубные намогильные сооружения тобольских и курдакско-саргатских татар, также как и аналогичные четырехгранные конструкции, являются стилизованными изображениями жилища. Ближайшие аналогии татарским шестиугольным срубам можно зафиксировать в домостроительной технике якутов и алтайцев, для которых многогранные бревенчатые, жилые сооружения являются традиционными. Возможно, шестиугольные намогильные срубы тоболо-иртышских татар являются слабым воспоминанием об утраченной домостроительной технике. Представляется логичным предположить, что многоугольные срубные конструкции тоболо-иртышских татар являются по своему генезису достаточно древними и имеют южносибирское происхождение.

 

Опубликовано: Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание: сб. науч. тр.  Омск: Изд-во Омск. ун-та, 2005. – С. 133–138.

© В.В. Мерзликин, 2005

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024