|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно И.И. Назаров ТРАДИЦИОННАЯ УТВАРЬ КУМАНДИНЦЕВ Традиционная утварь является одним из важнейших компонентов материальной культуры этноса. Вместе с тем, по справедливому замечанию С. И. Вайнштейна, наблюдается парадоксально слабая изученность утвари у всех народов Сибири и у сопредельных этносов [1]. Домашняя утварь кумандинцев не становилась еще объектом специального исследования, но отдельные сведения о ней содержатся в работах Н.А. Баскакова, Ф.А. Сатлаева, В.Д. Славнина и других исследователей [2] . При описании традиционной утвари кумандинцев мы опирались на собственные полевые материалы, музейные коллекции и опубликованные источники. Анализ утвари кумандинцев позволяет выделить следующие ее типы: деревянную долбленую утварь, утварь из гнутых досок, бондарную утварь, берестяную утварь, утварь из камня и металлическую утварь. В основу данной типологии нами положен материал, из которого произведена утварь. Кроме того, внутри типов нами выделяются подтипы. Их выделение основано на форме и размерах изделий. Деревянная утварь. В деревянной утвари кумандинцев довольно большое распространение получила посуда, выдолбленная из одного куска дерева. Такая посуда выдалбливалась при помощи тесла (адылга), которое имело форму топора с вогнутым лезвием. Железные тесла, с помощью которых выдалбливали деревянную посуду, лодки, ступы и т.д. были широко распространены уже в гуннское время, а на Алтае бытование тесел может быть датировано скифским временем. Это мужское орудие, оно было обнаружено только в мужских захоронениях [3] . Таким теслом выдалбливали круглые в плане чашки. Материалом для чашек служил комель березы (ук) либо березовый корень, лежащий на поверхности. Для изготовления чашей от дерева отпиливали необходимой длины чурку. Первичную обработку осуществляли при помощи топора (малта). После этого полость посуды выдалбливалась теслом. Окончательная обработка изделия осуществлялась ножом (пычак/пчак). Готовую посуду распаривали в кипятке, а затем сушили в тени или на печи. Эта процедура позволяла избежать растрескивания посуды от горячей пищи [4] . Распространенным видом такой посуды являлись чашки (айак, ур айак, агаш айак). Размеры таких чашек варьировались в зависимости от их назначения. Так, например, сохранившаяся в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) деревянная чашка (агаш айак) из с. Сурбашкино имеет следующие размеры: высота – 7 см, диаметр дна – 13,6 см, диаметр верха – 24 см. Эта чашка употреблялась для щей, мяса, молока и других продуктов [5] . Несколько большие размеры имела чашка-форма для теста (итпек айак). Ее высота достигала 12 см, а диаметр 32 см [6] . Гораздо большие размеры имели блюда (тепши) с пологими краями, в которых к столу подавались куски вареного мяса. Один из экземпляров такого блюда сохранился в Красногорском районном музее. Высота этого изделия составляет 21 см, а диаметр – 42 см. Большая чаша (чара) с крутыми краями являлась ритуальной и использовалась во время свадеб. Высота такой чаши, изготовленной М.В. Кастараковым, составляет 26 см, а диаметр 55 см. По центру внешней стенки информатор нанес прорезанием узор «бараньи рога». Венчик блюда очерчен двумя параллельными прорезанными чертами, над которыми вырезаны круглые в плане ямки. По утверждению информатора, в такое блюдо во время свадьбы родственники жениха и невесты складывали подарки [7] . Ритуальная долбленая утварь кумандинцев изготавливалась также и в виде птиц: лебедя, глухаря и утки. Все эти блюда назывались ур айак. Блюдо, выполненное в виде свернувшегося лебедя, использовалось во время ритуальных трапез. Аналогичные блюда в виде лебедя имелись и у тарских татар [8]. В чаше в виде свернувшегося глухаря готовилась специальная жертвенная пища кровь домашних животных, которую жертвовали духам-хозяевам воды и тайги во время весеннего охотничьего обряда Таг-Сууг элерини. Деревянная чашка в виде свернувшейся утки (рис. 1) предназначалась для разделки в ней головы барана, из которой готовилось лакомое и почетное блюдо [9] . Прямоугольную форму имели небольшие корытца (карытак), предназначавшиеся для рубки мякоти мяса. Их также изготавливали из комля березы. Размеры такого корытца, встреченного нами в с. Шатобал, следующие: длина 56 см, ширина 24 см, высота 10,5 см, глубина выемки 7–8 см, толщина бортов – 1,5 см. К числу долбленой утвари относятся также цилиндрические ступы (соко), в которых рушилось зерно и измельчалась кора тальника (рис. 2). Кумандинские ступы изготавливались из осины или тополя двумя способами. В первом случае ступа делалась из цельной чурки, которую предварительно обрабатывали топором. Полость в такой ступе изымалась теслом или выжигалась. Так получали ступы с невысокими бортами. Второй способ позволял изготовить ступу с высокими бортами. Для этого на полубревне размечали контуры двух половинок ступы (в продольном разрезе). После чего будущая полость вырубалась теслом. После этого полубревно распиливали и получившиеся две зеркальные половины ступы соединяли между собой при помощи металлического обруча. С наружной стороны ступы у придонной части вырубалась специальная площадка, которая придавала ступе устойчивость во время работы. Иногда у придонной части делалась специальная ручка для переноски ступы. Пест для ступы обычно изготавливался из «тяжелого» дерева, обычно из березы, для того чтобы усиливать удар. Деревянная ступа (соко), зафиксированная нами в с. Шатобал, была изготовлена информатором Н.А. Шатобаловым после Великой Отечественной войны. Она имеет следующие размеры: высота 60 см, диаметр 27 см, глубина полости 40 см. Деревянный пест имеет высоту 90 см, диаметр ее ручки 4,5 см, а диаметр нижней ударной части 8 см. Деревянные ступы с ручками у придонной части имелись также и у шорцев [10] . Из чурки выдалбливались также ведра (конок). Способ их изготовления был аналогичен производству долбленых ступ с низкими краями. Одно из таких ведер сохранилось в Бийском музее. Высота изделия составляет 40 см, а диаметр 23 см. В верхней части имеются два отверстия, в которые продета полоска кожи, являющаяся ручкой этого ведра [11] . К числу долбленой утвари кумандинцев относятся также ложки, ковши, шумовки. Следующим подтипом деревянной утвари кумандинцев являются изделия из гнутых досок. Этот подтип представлен двумя изделиями: ситами (эскин) и веялками (саргаач). Традиционные сита кумандинцев к настоящему времени не сохранились, их описание мы воспроизводим со слов наших информаторов. Сито состояло из деревянного обода диаметром до 30 см. Поверх обода натягивалась сырая овечья кожа. Дно сита делалось из конского волоса (кыл). К числу изделий из гнутых досок относятся также веялки (саргаач), на которых провеивали зерно и кедровые орехи. В них же иногда заводили и тесто. Для изготовления веялки небольшую доску шириной в 10 см и длиной 1,5 м, распаривали и сгибали в виде дуги. Затем к одной из торцевой части этой дуги прибивались тонкие доски, составляющие дно веялки. Доски скреплялись между собой металлическими скобами, щели между досками проканапачивались, позднее они стали закрашиваться краской. Размеры веялки, встреченной нами в с. Шатобал Солтонского района Алтайского края у Л.А. Кабалдаевой, следующие: высота обода 9 см, его сплошная длина 90 см, толщина 0,6 см, расстояние между концами обода по прямой составляет 48 см. Веялка, зафиксированная нами в с. Нижняя Ненинка, Солтонского района Алтайского края у Е.К. Федотовой, имеет чуть большие размеры: расстояние между концами обода по прямой составляет 70 см, высота обода 11,5 см. В центральной части обода имеется небольшое прямоугольное отверстие, в которое раньше вставлялся кожаный ремешок. Этим ремешком веялка приторачивалась к седлу лошади во время поездки на промысел кедровых орехов. Веялки, аналогичные кумандинским, имелись также у шорцев [12] . Бондарная утварь кумандинцев была заимствована от русских крестьян и представлена маслобойками (шапшах), кадушками (кадушке) и лагушками (лагнык). Дно и крышки для бондарной утвари вырезали из досок. Плашки, составлявшие борта утвари, стягивались железными обручами, или черемуховыми прутьями. Маслобойки (пайтелек, шапшах) кумандинцев, встречающиеся и в наши дни, имели следующие размеры. Высота изделия, зафиксированного нами у П.П. Кызлаковой, составляет 65 см, диаметр его дна (тубе ) – 20 см, а устья – 17 см. Плашки маслобойки скреплены тремя металлическими обручами. Крышка (кохпак) имеет в центре отверстие диаметром 3 см, куда вставлялась ручка мутовки (пышкычак). Длина мутовки 75 см, диаметр ручки 2,3 см. На нижнем конце мутовке закреплены две палочки, пересекающиеся под прямым углом. Их длина 13 см, ширина 3 см, высота 1 см. На концах этих полочек имеются круглые отверстия диаметром 1,5 см [13] . Маслобойка П.Г. Пронькиной из с. Красногорское имеет высоту 55 см, диаметр дна 22 см, устья 13 см. На крышке имеется круглое отверстие диаметром 3 см. Длина мутовки 60 см, диаметр 2,4 см. К нижнему концу мутовки гвоздями прибита дощечка со следующими размерами: 13х8х1,5 см. По краями дощечки имеется четыре круглых отверстия диаметром 1,8 см [14] . Лагушок предназначался для жидких продуктов. В нем же заводили брагу. Для этого в его плотно закрывавшейся крышке делалось небольшое отверстие. Через него в емкость наливали воду и бросали дрожжи. После этого отверстие плотно закупоривали деревянным кляпом, который дополнительно укрепляли палкой. Нижним концом эта палка упиралась в кляп, а верхним в потолок. В прошлом лагушки с брагой входили в число обязательного калыма за невесту. Встреченный нами в с. Красногорское лагушок имеет диаметр 20 см и высоту 30 см. Кроме того, к числу бондарных изделий, изготавливавшихся кумандинцами по русскому образцу, относятся бочки и кадушки (кадушке). В собраниях Бийского краеведческого музея сохранилось две кадушки. Первая имеет высоту 54 см, диаметр придонной части 24 см, а устьевой 19,5 см. Кадушка скреплена тремя парами обручей из прутьев черемухи. Вторая кадушка имеет высоту 28 см, диаметр дна 34 см, диаметр устья 29 см. Стенки кадушки скреплены двумя парами обручей из прутьев. Предназначались такие кадушки для хранения воды [15] . Берестяная утварь. Береста для производства утвари заготавливалась кумандинцами в июне. Ее снимали с дерева двумя способами. Первый способ позволял снять цилиндрический кусок с чурки. Для этого дерево валили и распиливали на чурки необходимой длины. Затем по чурке стучали деревянной колотушкой (токпок) до тех пор, пока береста не отделялась от древесины. После этого под бересту просовывали прут, с помощью которого бересту окончательно отделяли от ствола. Вторым способом получали прямоугольные куски бересты. Для этого на дереве ножом делали два горизонтальных разреза и один, соединяющий их, вертикальный разрез. После этого бересту снимали. Первоначальная обработка бересты — очищение ее от наростов и отделившихся волокон, осуществлялась при помощи ножа. Изделия цилиндрической формы представлены туесами (см. рис. 3). Их изготавливали из бересты, снятой целиком с чурки. Довольно часто кумандинцы этот слой оборачивали вторым слоем бересты, который крепился двумя способами: «в замок», либо оба его конца сшивались расщепленными прутьями черемухи. В Горно-Алтайском музее хранится туес, приобретенный у Е.М. Сатлаевой в пос. Кебезень Турочакского района Республики Алтай. Стенки наружного слоя этого туеса прошиты веревкой и рыболовной леской. Кроме того, два слоя – внешний и внутренний – сшиты между собой по устью леской через верх [16] . Отверстия в стенках туеса протыкались металлическим шилом (ултрупкан). Наружный слой часто делался немного короче внутреннего, так, чтобы внутренний слой выглядывал сверху. Этот остаток загибали наружу и прошивали черемуховыми прутьями через сквозные отверстия. Устье туеса дополнительно укреплялось узким слоем бересты, сцепленным «в замок». Этот слой также пришивался к стенкам черемуховыми прутьями. Туес имел круглое деревянное дно, выпиленное из доски. Диаметр дна всегда был немного больше диаметра самого туеса. Для того чтобы вставить дно, стенки туеса распаривали в горячей воде в течение нескольких часов. После этого вставляли дно. При этом дно всегда смещали немного вглубь туеса, так, чтобы оставались выглядывающие края. Эти края загибали на дно туеса ударяя по ним деревянной палкой. Высыхая, береста прочно схватывала дно. Для дополнительного крепления дна кумандинцы прибивали его через стенки деревянными гвоздиками. Придонная часть туеса дополнительно укреплялась двумя полосами бересты, сцепленными «в замок». При этом высота этих полос могла составлять одну четверть или даже одну треть от высоты самого туеса. Нижние края этих крепежных слоев также заворачивали на дно туеса. Крышка к туесу изготавливалась из доски и имела в плане форму круга. В крышке имелись прямоугольные отверстия, которые вырубались стамеской. В эти отверстия вставлялся выгнутый дугой, или принявший П-образную форму расщепленный черемуховый прут. Он являлся ручкой крышки. Концы этой ручки крепились под крышкой специальными шпеньками из дерева, вставленными в небольшие просверленные отверстия. Такие туеса предназначались для хранения и переноски жидкостей. Прохудившиеся туеса использовались для хранения сыпучих продуктов. Хранящиеся в музеях кумандинские туеса имеют следующие размеры. Берестяной туес из Горно-Алтайского музея имеет высоту 33,6 см и диаметр 18 см. Стенки верхнего слоя сшиты веревкой и леской через сквозные отверстия. Устье туеса прошито леской через край. Низ изделия укреплен дополнительными слоями бересты, сцепленной «в замок», крышка отсутствует [17] . Коллекция туесов из Бийского музея самая многочисленная, она насчитывает 11 туесов.
Берестяной сосуд для жертвенной браги, использовавшийся во время обряда тайэлга, назывался у кумандинцев сай. Он имел высоту до одного метра [18]. Данный тип берестяной утвари получил широкое распространение у народов Сибири. Он зафиксирован практически у всех коренных и пришлых народов, проживающих в лесостепной и таежной зонах [19] . Изделия кошелеобразной формы делались из одного куска бересты белым слоем вовнутрь. Прямоугольный лист бересты складывался пополам таким образом, чтобы получалось прямоугольное дно. Передняя и задняя стенки имели одинаковую ширину и высоту. Устье делалось подпрямоугольной формы. Края боковых стенок накладывались друг на друга. На их наружную сторону загибались образующиеся внизу углы. Устье и стенки сшивались черемуховыми прутьями. Такие изделия предназначались для транспортировки грузов. Для этого к ним приделывались лямки. Кошель носился за плечами на спине. В Бийском музее хранится такое изделие. Оно имеет высоту 44 см и ширину 30 см. Его края прошиты прутьями. Устье снабжено толстым прутом, огибающим все изделие. Он крепится черемуховыми прутьями, прошитыми сквозь стенку. На одной из стенок имеется небольшая петля из сложенного куска бересты. К нему крепились заплечные лямки [20]. Подобные изделия встречаются также у челканцев и сибирских татар [21] . Берестяные короба (комдо) имели в плане форму овала. Они предназначались для хранения и переноски охотничьих припасов и снаряжения. Один из таких коробов встречен нами у М.В. Кастаракова в Бийске. Изготовлялся короб из длинного прямоугольного куска бересты, который складывался пополам. Края короба сшивались. Затем коробу придавалась форма овала и пришивали овальное дно из бересты. Дно пришивалось прутьями. Придонная часть крепилась дополнительным слоем бересты. Крышка короба делалась из узкой длинной прямоугольной полоски бересты, которая сгибалась, по подобию самого короба, пополам и сшивалась. Сверху этой полосы пришивалось овальная поверхность. Раньше кумандинцы приделывали к таким коробам матерчатые лямки и носили их за спиной. Наш информатор, обладая незаурядными художественными способностями, украсил стенки своего короба тиснеными рисунками, на которых запечатлел сцены охоты на диких животных, дерущихся оленей, традиционный календарь и образцы традиционных кумандинских узоров. Аналогичные предметы изготовлялись у челканцев и сибирских татар [22] . Низкие плоскодонные предметы изготавливались кумандинцами из прямоугольных полосок бересты, которые оборачивали вокруг деревянного дна, имевшего в плане круглую, вытянуто-овальную и прямоугольную, со скошенными краями форму. Такие изделия предназначались для хранения мелких сыпучих продуктов, мелких вещей и использовались как табакерки. В Бийском музее сохранилось несколько таких изделий. Солонка (туз айак) имеет в плане форму круга диаметром 10 см. Высота ее стенок 7 см. Деревянная крышка имеет в центре круглое отверстие диаметром 1,5 см. Солонку украшают несколько слоев бересты, края которых вырезаны зигзагом. Эти слои уложены один на другой, причем каждый последующий слой немного уже предыдущего. Слои крепятся при помощи деревянных гвоздиков [23] . Солонки изготавливались и из одного листа бересты четырехугольной формы. Они назывались кийпеч. Углы этого листа загибали и сшивали черемуховыми прутьями [24] . Табакерка из Бийского музея имеет в плане форму вытянутого овала. Длина дна 15 см, а ширина 3 см. Дно опоясывает слой бересты высотой 7 см, который сцеплен «в замок». Дно прибито к стенкам деревянными гвоздями. Крышка имеет форму аналогичную дну [25]. Табакерка, найденая В.А. Дремовым в женской могиле № 3 на кумандинском кладбище около с. Елей, имеет в плане овальную форму. Состоит из двух слоев бересты, наружная сторона которых украшена произвольным орнаментом, состоящим из треугольников, прямоугольников и штрихов. Высота изделия составляет 5 см [26] . Кроме того, из бересты кумандинцами изготавливались ложечки по типу совка. Они имели длину 18 см и ширину 16,5 см. К ним приделывалась деревянная ручка-палка длиной 30 см. Такие ложки использовались в быту и во время жертвоприношений. Ими разбрызгивали жертвенную брагу [27] . Берестяные изделия кумандинцев украшались тиснением, штампом, прорезанием, выскабливанием (см. рис. 3). Иногда узоры, помещаемые на стенках берестяных туесов и коробов, представляли собой оригинальные рисунки и даже шедевры. Утварь из камня. Каменная утварь у кумандинцев представлена каменными зернотерками (пасак) и ручными мельницами (кол тербен). Каменные зернотерки (рис. 4) сохранились во многих кумандинских семьях до наших дней. По отрывочным воспоминаниям наших информаторов, камни для своих зернотерок кумандинцы находили в горах. Подходящие камни вырубались топором и привозились в селения на конях. Дома зернотерки хранятся в подпечье или в кладовках. По мере работы, рабочая поверхность камня стиралась. Для улучшения качеств зернотерки, по ее рабочей поверхности наносили топором небольшие поперечные насечки. Такие же насечки наносились на верхний камень-курант (пасак паласэ). Встреченные нами зернотерки имеют следующие размеры. У Н.А. Шатобалова в с. Шатобал зернотерка подпрямоугольной формы 54х33х2,3 см, размеры куранта 24х17х2,7 см [28]. Зернотерка М.П. Эмековой в с. Шатобал подпрямоугольной формы 65х24,5х2,5 см, курант утерян [29]. Зернотерка П.Г. Пронькиной в с. Красногорское 45х42 (к одному из концов сужается до 18 см) х2,5 см, размеры куранта 12,5х12,3х3 см [30]. Зернотерка Л.А. Кабалдаевой в с. Шатобал имеет подпрямоугольную форму 53х31,5х3,5 см, размеры куранта 32х8,5х3 см [31]. Зернотерка М.П. Ульчиековой из с. Санькино имеет размеры 54х30х2,5 см, размеры куранта 39х9,5х3,2 см [32] . Подпрямоугольная форма для кумандинских зернотерок является, по-видимому, традиционной. От многолетнего использования, камни зернотерок и курантов изнашивались и ломались. Для удобства работы со сломанными и маленькими камнями курантов, их снабжали деревянными ручками. Такие ручки представляли собой палку длиной 40 см, посередине которой имелась соответствующая размерам курантам выемка. Камень вставлялся в эту выемку и закреплялся гвоздями. Края ручек остругивались ножом. Ручные мельницы встречаются у кумандинцев теперь очень редко. Нами зафиксирована только одна мельница в Бийске у М.В. Кастаракова, который сам ее и сделал (рис. 5). Мельница состоит из двух больших, имеющих в плане круг, камней. Диаметр камней 40 см, а толщина 21 см. Нижний камень прочно закреплен в крышке небольшого столика. Верх нижнего камня имеет выпуклую поверхность, а низ верхнего камня – вогнутую. Верхний камень опоясан металлическим обручем, к которому крепится палка. Верхний конец этой палки крепится в потолке. С помощью этой палки верхний жернов приводится в движение. Обычно жернов крутили по часовой стрелке. В центре нижнего камня имеется сквозное отверстие, через которое проходит металлический штырь. Верх этого штыря упирается в верхний камень. С помощью этого штыря регулировался зазор между жерновами. Для этого под низ штыря вбивали, или, наоборот, вытаскивали из-под него специальный деревянный клин. Регулировка зазора между жерновами позволяла получать муку разных сортов: грубого и мелкого помола. Металлическая утварь. Кузнечное ремесло обеспечивало потребность кумандинцев в металлической посуде. Однако с упадком этой отрасли кумандинцы стали использовать покупные изделия заводского производства. Широкое распространение у кумандинцев получили большие металлические котлы (казан), в которых варили большие куски мяса. Котлы ставились на таганы (очок) или на камни, позднее на кирпичи. Кое-где такие котлы заводского производства встречаются и сейчас. Зерна ячменя и пшеницы для приготовления талкана кумандинцы поджаривали на металлических сковородах (коорыш), они имели широкие и пологие края. К настоящему времени такие сковороды не сохранились. Кроме того, кумандинцами использовались большие, до 50 см в диаметре, металлические чаши, в которых заводили тесто. Позднее кумандинцы переняли у русских металлическую утварь: чугунки и ухваты к ним, чайники, кастрюли, ложки с вилками и т.д.
© И.И. Назаров, 2005 |