123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно




А.В. Самсонов

Омск, государственный университет

«СЕЛЬСКИЕ ГОРОЖАНЕ» И «ГОРОДСКИЕ ДЕРЕВЕНЩИНЫ»:
кто они?
 

По мнению большинства западных обществоведов, процесс миграции «является следствием не отсутствия экономического роста и развития, а, наоборот, результатом самого развития». Миграция всегда играла важную роль в социально-экономической жизни России. В этой работе речь пойдет о мигрантах, переезжающих из села в город и, наоборот, из города в деревню.

Человек – существо мобильное. Но каждый решает сам, нужно ему перемещение или нет. И сельский, и городской житель не может без привычной для него среды обитания. Он привыкает к окружающей его природе, людям, культуре. Кроме того, человек образует вокруг себя пространство, в котором он чувствует себя наиболее комфортно. Переезд – разрушение всех этих норм. При смене места жительства человеку приходится заново выстраивать вокруг себя тот уют, который он оставил на старом месте. Новые же условия проживания, которые собственно и отличают город от деревни, заставляют мигранта играть по новым правилам. Но способен ли человек переехать на новое место, сохранив все ценности и нормы прежней родины? И можно ли противостоять преобладающей культуре и не быть ею ассимилированной? Цель исследования – выяснить, меняет ли переезд менталитет людей и их культуру.

Выбор внутрирегионального вида миграции для изучения не случаен. Во-первых, миграция типа «село–город» и «город–село» происходит во всех государствах мира. Конечно, в разных странах этот процесс протекает по-разному, однако можно выделить ряд стран, для которых схема данного исследования будет универсальной. Во-вторых, переезд внутри региона легче проследить, чем межрегиональный и тем более международный переезд. Кроме того, внутрирегиональный вид миграции более доступен. Как правило, такая миграция осуществляется на небольшие расстояния, поэтому, если мигрант не сможет адаптироваться на новом месте, у него почти всегда есть возможность вернуться назад. К тому же этому мало препятствуют законодательные нормы.

В центре исследования – современность. Нам интересно, как аграрная страна постепенно превращается в урбанистическую. Ведь по данным переписи населения Российской Федерации 2002 г., «население активно покидает села» (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. – С. 575.). После развала Советского Союза процесс урбанизации усилился. Сейчас в сельской местности проживает около 27% населения. По прогнозам демографов эта тенденция будет лишь усиливаться.

Территориальные рамки выделить сложно. Несмотря на то, что исследование проходило на территории Омской области, нам важны переезды, проходившие и за пределами данного региона. Поэтому устанавливать географические границы не целесообразно.

Рассмотрим по отдельности процесс переезда из деревни в город и наоборот. Один из законов миграции английского ученого Э. Равенстайна гласит: «горожане менее подвижный в миграционном плане, нежели население сельских районов» (Цит. по: Юдина Т.Н. Социология миграции, 2004. – С. 117.). Действительно, из села уезжают много. Но что стоит для деревенского жителя переехать в город? У каждого человека есть свои ценности, которыми он дорожит. И чтобы принять решение в пользу переезда, будущему мигранту необходимо ими пожертвовать. Так, сельчанин, который любил копаться в огороде, вести хозяйство, наслаждаться окрестными полями, осознает, что он всего этого лишится в обмен на городской шум, транспорт и т.д. Но, тем не менее, он едет в город. «В деревне конечно хорошо, здесь и скотина своя и знаем мы всех, но в городе за ту же работу денег больше платят, да и образование, здравоохранение – все лучше», – делится мыслями информатор Т.А. Палагина (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 162-1. Л. 7). Часто сельские жители с радостью уезжают в город. «В деревне меня ничего не держит. Здесь жизни-то нет. Вот в городе есть все. И молодежи я думаю лучше в город ехать, а то сопьются они тут от безделья», – уверенно утверждает информатор А.П. Ярошевская (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 142-1. Л. 7).

Очень много людей стремится в город, чтобы избавится от ярлыка «деревенщины» и стать «городским». Для этих людей главный показатель принадлежности к городу – это прописка в нем. На самом деле все обстоит иначе. Известный социолог Т.Н. Юдина выделила четыре стратегии иммиграции (Юдина Т.Н. Указ. соч. – С. 107–108). Немного видоизменив, мы применили эти стратегии к процессу внутрирегиональной миграции. Итак, первая стратегия – мультикультурная. Данная стратегия требует от мигранта меньше личностных изменений и адаптационных условий. В атмосфере, где культурные условия приняты и уважаются, мигранты сохраняют многое из своих собственных культурных ценностей, обычаев, навыков и т.д.

Стратегия интеграции требует от мигранта изучения новых образцов социального поведения и лишь выборочно оставляет ему элементы его собственной культуры. Стратегия ассимиляции требует изучения образцов поведения страны прибытия при отказе от их собственной культуры. Стратегия сегрегации используется теми мигрантами, кто хотел бы изолировать себя полностью от доминирующей культуры и жить только в пределах своих традиционных анклавов.

Таким образом, не подозревая о том, каждый мигрант выбирает для себя одну из представленных стратегий. Далее в таблице приведены примеры использования стратегии сельским мигрантом, переехавшим в город.

Таблица 1

Стратегии мигранта из села в город

 

Стратегии сельского мигранта

Мультикультурная

Интеграция

Ассимиляция

Сегрегация

Человек переехал из деревни в городскую квартиру. В деревне он привык 31 июля отмечать день села. В городе, по привычке этот день для него праздник. Мигрант празднует день и ночь. Соседи, понимая, что значит для него этот день не запрещают гулять. 

Человек переехал из деревни в городскую квартиру. В деревне он привык 31 июля отмечать день села. В городе, по привычке этот день для него праздник. Но он заканчивает все шумные мероприятия до 23 часов, руководствуясь всеобщим правилом.

Человек переехал из деревни в городскую квартиру. В деревне он привык 31 июля отмечать день села. В городе, по привычке этот день для него праздник. Но он не может его отмечать, т.к. в городе этот день связан с трагическими событиями (день траура). 

Человек переезжает в ту среду, которая ему наиболее близка и знакома. Он селится в частный сектор в пределах города. Он по прежнему ведет свое хозяйство и отмечает важные для него события так, как хочет.


На данном примере видно, что человек может повести себя по-разному. Отношение мигранта к новому месту – это одно, а отношение этого места (а конкретнее, его населения) к новоселу – это другое. Важно как примет приезжего сельского жителя город. Важно, прежде всего, для самого мигранта. Интересны слова из песни советского музыканта С. Беликова:

«Сам себя считаю, городским теперь я.
Здесь моя работа, здесь мои друзья».

Бывший деревенский житель, сменив сельскую прописку на городскую, конечно может считать себя «местным», но главное – считают ли его таковым «аборигены». Возвращаясь к примеру о стратегиях миграции: у каждого человека есть свои традиции, обычаи. Он их чтит и охраняет. Но если он попадает в место, где его ценности ничего не стоят и, более того, кажутся нелепыми, он, дабы не стать изгоем, отказывается от них. В подтверждение тому приведем слова информатора А.Ю. Морозовой: «В деревне мы всегда на праздник колядовали: ходили по домам, пели песни, нам за это давали гостинцев. Когда переехали в город, то почти сразу традиция оборвалась. После первого же раза колядок про нас пошли слухи, что мы попрошайничали, пьяные бегали, ругались. Вот мы и не стали больше “народ пугать”» (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 142-1. Л. 7)

Таким образом, мы видим, что переезд и последующая адаптация сельских мигрантов проходит по-разному. Часто переселенцы идут на жертвы ради того, чтоб город их принял. Но как же проходит обратный процесс, когда население покидает развитые города и уезжает в села?

К сожалению, в настоящее время миграция из города в деревню имеет в большинстве своем вынужденный характер. Конечно, есть такие люди, которые сами для себя решили, что переедут в деревню. Но таких «энтузиастов» мало. «Я переехала в деревню, так как меня обманули с жильем. Пока меня не было в городе, мою квартиру продали, а я осталась ни с чем. Вот и пришлось, чтобы на улице не оставаться ехать сюда в деревню», – рассказала нам свою историю А.П. Новикова (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 165-1. Л. 11). Много историй было услышано от людей, которые в городе теряли работу и были вынуждены переехать в деревню, чтоб вести там свое хозяйство. Но так или иначе, переезжая в сельскую местность, мигранты из города так же могут выбрать (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей) определенную позицию (стратегию) по отношению к новому месту. Приведем еще один пример, на этот раз с переселенцем из города.

Таблица 2

Стратегия мигранта из города в село

Стратегия городского мигранта

Мультикультурная

Интеграция

Ассимиляция

Сегрегация

Человек, живя в городе, любил быструю езду на автомобиле. Даже в магазин он ездил на авто. Переехав в село, он не бросил своей привычки и «летал» в сельпо на своей машине. Никто ему не говорил ни слова.

Человек, живя в городе, любил быструю езду на автомобиле. Даже в магазин он ездил на авто. Переехав в село, он не бросил своей привычки, но он стал соблюдать местное правило: «в селе скорость не должна превышать 50 км/ч».

Человек, живя в городе, любил быструю езду на автомобиле.Переехав в село, ему пришлось загнать авто в гараж, т.к. местное население передвигалось в пределах села лишь на одном транспорте – лошадь, аргументируя это тем, что «по улицам ходят куры и бегают дети». Человек, живя в городе, любил быструю езду на автомобиле. Даже в магазин он ездил на авто. Переехав в село, где запрещено ездить на авто, он переехал на окраину, продукты закупал в городе. Т.о. всегда был «на колесах».

Восприятие сельскими жителями мигранта из города – важный аспект в процессе адаптации. Часто деревенские жители высказываются о городских как о ленивых, ничего не умеющих людях. После переезда местное население не один год может продолжать называть переехавшего «городским». «Вот переехала к нам с деревню семья пять лет назад, а мы до сих пор называем их городскими», – поделилась Н.А. Кравченко (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 152-2. Л. 5). А вот мнение новоселов: «Мы здесь живем уже три года, переехали с города, а нас здесь до сих пор не принимают. Как-то с отчуждением к нам относятся. Даже порой с опаской», – жалуется информатор В.В. Флор (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 142-1. Л. 7).

Таким образом, местные жители не сразу принимают новоселов. И в селе, и в городе интеграция мигрантов осложняется тем, что они попадают в новую для себя среду, как социальную, так и культурную. Если с населением со временем можно ужиться и стать «своим», то культура диктует свое. Но, так или иначе, даже ассимилируясь в новой культуре, человек привносит в нее что-то извне. Например, как известно, в деревнях мода одеваться своя и один из показателей «крутизны» среди молодежи – это кроссовки. Их одевают даже с брюками. Когда такая молодежь переезжает в город, свои вкусы она меняет не сразу (если меняет вообще). И несмотря на то, что «городские» понимают несоответствие гардероба местным традициям, то мигранты из села продолжают так же одеваться. Но теперь они в городе и они часть городской культуры.

Исходя из этих рассуждений, можно сделать вывод, что в настоящее время нельзя говорить о существовании городской и сельской культуры. Обе культуры оказали друг на друга сильное влияние. В итоге есть культура с преобладанием городских признаков и культура с преобладанием сельских. А носители этих культур, даже после переезда как бы они не старались, сохраняют какие-то прежние черты, качества, установки, которые используют на новом месте.

 

Литература:

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. – М., 2002. – Т. 1: Численность и размещение населения.

Юдина Т.Н. Социология миграции. – М., 2004.

Опубликовано:  Культурология традиционных сообществ: Материалы II Всерос. науч. конф. молодых ученых. Омск, 2007. – С. 105110.

 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024