|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно А.В. Смелякова Омск, государственный университет ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЕВ Сохранение культурного наследия всегда занимало одно из ведущих мест в деятельности ЮНЕСКО, было приоритетом в государственной политике России. Процессы глобализации обострили проблему, поставили перед государствами, общественными, профессиональными и другими организациями и сообществами на национальном и международном уровнях задачу безотлагательного решения вопросов сохранения культурной самобытности и неповторимости наций и народностей, культурного и языкового многообразия мира. Можно с полным основанием утверждать, что сохранение культурной палитры мира – это закономерное следствие протеста человечества против обезличивания и унификации, его стремления сохранить индивидуальность и неповторимость каждой из существующих культур. Трудно не согласиться с мыслью о том, что мир не тем хорош, что велик, а тем, что разный. Если везде люди будут одинаково одеваться, говорить, думать, праздновать одни и те же праздники, следовать тем же ритуалам в повседневной и праздничной жизни, строить одинаковые дома, петь одни и те же песни и т.д., то мир лишится гармонии, исчезнет смысл культурных обменов, люди потеряют основу для духовного взаимообогащения. Это позволяет нам утверждать, что поддержка культурного разнообразия – важнейшее средство противостояния глобализации культуры, а также предотвращения конфликтов этнокультурного характера. В силу этого необходимо серьезное переосмысление роли этнографических коллекций музеев как форм сохранения культурного наследия, позволяющих сохранять, интерпретировать и демонстрировать не только разнообразные памятники материальной, но и многие явления духовной культуры народов. Одной из важнейших функций этнографических коллекций является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, а потому они предоставляют возможности и создают оптимальные условия для культурной идентификации. Для того чтобы существовать, все народы должны выражать свои творческие способности и сохранять в веках следы своей истории. Наследие есть инструмент, способствующий достижению этих целей, связующий прошлое, настоящее и будущее. Культурное наследие – один из ключей к пониманию других людей, поскольку оно вносит вклад в непрерывный диалог между цивилизациями и культурами. Однако в связи с происходящими глобальными трансформациями в обществе меняется и трактовка культурного наследия. Понятие «культурное наследие» в настоящее время очень изменилось, было обогащено и поглотило не только традиционные представления, но также и разнообразные проявления повседневной жизни. Введение терминов «материальное и нематериальное наследие» в рабочий словарь ЮНЕСКО – последствия этого видения. Под культурным наследием понимают совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями (Дьячков А.Н., 2001. – С. 312). На наш взгляд, культурное наследие представляет собой довольно сложную ценностную социокультурную систему, несущую определенную, меняющуюся во времени и пространстве информацию. На информационной составляющей наследия останавливается и М.Е. Кулешова: «Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям» (Кулешова М.Е., 1994. – С. 41). Но какое бы определение не давали культурному наследию, безусловно одно: наследие – это фактор «формирования культурной идентичности нации, ее духовности и исторической памяти…» (Богатырева Т.Г., 2001. – С. 96). Важную часть культурного наследия составляют этнографические коллекции музеев. В условиях перехода к информационному обществу их роль и функции несколько изменяются и уточняются: они становятся важнейшим, а порой даже единственным источником получения информации о тех или иных явлениях материальной и духовной культуры различных народов. Ценность их велика и еще более будет возрастать со временем. В связи с этим исключительную важность приобретает организация планомерного и систематического пополнения музейных фондов этнографическими собраниями, чтобы грядущие поколения могли понять, воспринять культурные традиции (Решетов А.М., 1987. – С. 51). Таким образом, этнографические коллекции как отпечаток бытия народов, нередко оказываются особо ценным транслятором культурных традиций, лежащих в основании памяти поколений, и потому имеют огромное значение в деле сохранения этнокультурного наследия. Необходимо отметить, что в наш век глобализации, взаимного проникновения и переплетения культур, знаний, идей, принципиально важно налаживать и укреплять добрососедские отношения между странами и народами. Большое значение это имеет и в связи с проявлениями социальной нетерпимости, межрелигиозной и межкультурной вражды, терроризма, экстремизма, ксенофобии. Все цивилизованные народы и культуры должны объединить усилия в борьбе с этим злом, победить которое можно только сообща, путем прямого и откровенного диалога. В этом контексте этнографические коллекции музеев и экспозиции, построенные на их основе, являются эффективным средством создания условий для диалога. Многие все больше убеждаются в положительной роли, которую они могут сыграть в достижении взаимопонимания между людьми, если они более точно представят различие культур, с целью показать истинное лицо различных народов, их культур и предостеречь людей от предрассудков. Один из главных фигур структурализма французский философ, социолог и антрополог Клод Леви-Строс полагал, что все культуры оригинальны и потому несравнимы. Между ними нельзя установить какую-либо иерархию, так как «у нас нет философского и морального выбора, в силу которого каждая культура охраняет определенные формы жизни и мышления, отказываясь от других» (Философия, 2005. – С. 288). Опираясь на обширный этнографический материал, ученый дает заключение: каждая культура по-своему богата и оригинальна, у всех культур примерно одинаковое число талантов, все человеческие общества имеют позади себя великое прошлое. Из всех существующих возможностей каждое общество выбирает свой путь развития. В связи с этим культуры всех народов равноценны и было бы абсурдным объявлять одну культуру выше другой. Неоспоримо значение этнографических коллекций в показе традиционной и современной культуры народов мира. Именно эти коллекции, как никакие другие, способствуют поддержанию генетического кода исторической этнокультурной памяти, дают возможность познакомиться со многими сторонами культуры или даже целыми культурами, ныне уже ушедшими. Но не стоит также забывать, что одной из важнейших задач этнографических коллекций является воспитание толерантности к иным, по-своему уникальным культурам в условиях усиления этнической дифференциации. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание. Признание – это способность воспринимать другого как носителя других ценностей, других форм мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это способность взглянуть на мир другого одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другой. Основная цель воспитания толерантности – воспитание прежде всего в подрастающем поколении готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения. Этнографические собрания помогают формировать в человеке помимо толерантности такие качества личности, как: – любознательность и желание узнавать новое, критически переосмысливать имеющиеся знания и опыт с новых позиций; – умение сравнивать разные страны и культуры, находя в них общие и культурноспецифические элементы; – умение позиционировать себя в рамках родной культуры, а также других национальных культур и общеевропейской культуры в целом, с позиций культурного многообразия. Очевидно, что воспитанный в рамках такой образовательной парадигмы человек будет стремиться к общению с представителями иных культур, что он будет поддерживать интерес к культурному наследию. Такие люди воспринимают себя с позиций хранителей мировой культуры, ее защитников от культурного вандализма. По этим причинам этнографическим собраниям музея сегодня отводится важнейшая миссия в стабилизации социокультурного развития народов, формировании информационно-коммуникативной сферы взаимодействующих культур. Роль этнографических коллекций музеев в сохранении культурного наследия в наши дни трудно переоценить. Они не только сохраняют и показывают культуру различных народов, но и воспитывают у посетителей музеев уважение к традициям, таланту, художественному опыту народа, внушают мысль о том, что многое из созданного в прошлом не должно быть утрачено и забыто, оно может и должно послужить нашей современности. Они помогают осознать единство человечества и его истории, равноправность этнических вариантов культуры и, вместе с тем, их своеобразие и неповторимость, внушают уважение к каждому народу, вне зависимости от его расы, религии, уровня социального и экономического развития (Станюкович Т.В., Чистов К.В., 1981. – С. 24). Таким образом, этнографические коллекции музеев являются одним из мощных и действенных каналов в сохранении этнокультурного наследия.
Литература: Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. – М., 2001. Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов: Сб. науч. тр. – М., 1994. – С. 40–46. Дьячков А.Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – Т. 1. – С. 312. Решетов А.М. Роль этнографических музеев в сохранении и пропаганде этнокультурных традиций // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. «Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний» – Омск, 1987. – С. 51–53. Станюкович Т.В., Чистов К.В. Этнография и актуальные проблемы развития этнографических музеев // Сов. этнография. – 1981. – № 1. – С. 23–25. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2005.
Опубликовано: Культурология традиционных сообществ: Материалы II Всерос. науч. конф. молодых ученых. – Омск, 2007. – С. 74–78. |