|
Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно Н.Н. Везнер Омск, филиал Института археологии и этнографии СО РАН ПОПУЛЯРНЫЕ ТАНЦЫ XX ВЕКА И ИХ ВЛИЯНИЕ Танец и танцевальная культура имеют огромное значение для человека и народа в целом, потому что в танце всегда отражались разные стороны мировоззрения и бытия. Очень точно сказала Т. В. Цареградская: «…во время танца разговаривали, влюблялись, ссорились, словом, решались людские судьбы» (Цареградская Т.В., 1991. – С. 7). Танцевальная культура немцев Сибири интересна тем, что в ней были сохранены некоторые танцы еще в том исполнении, в котором некогда были завезены в Россию, хотя, конечно же, они не остались совсем без изменений. Удивляет то, как бережно немцы относятся к своей традиционной культуре. Поэтому, на наш взгляд, очень актуально будет проследить взаимовлияние народных танцев немцев Сибири и популярных танцев XX в. В своей работе мы основываемся на литературе по хореографии и на полевых материалах, собранных автором в 2006 г. в Омске и в Алтайском крае в Немецком национальном и Кулундинском районах. К популярным танцам, исполняемым в XX в. в России, можно отнести падеграс, падетруа, падэспань, краковяк, вальс, фокстрот, танго и др. Их исполняли повсеместно в России, как в городах, так и в селах. Фокстрот и танго мы не будем рассматривать подробно, так как они не повлияли на развитие и изменение традиционной хореографии сибирских немцев и не были изменены, а исполнялись так же, как и везде. Падеграс и падетруа многие называют русскими танцами, но все же к традиционным русским танцам они не относятся, так как были созданы Е.М. Ивановым и А.П. Бычковым, а исполнялись и исполняются только в России. Свою популярность эти танцы приобрели благодаря незатейливой композиции и несложным и грациозным движениям. Падекатр и краковяк были созданы Н.Л. Гавликовским. Как пишет А. Беликова, «падекатр очень короток – вся композиция занимает четыре такта, но сколько в нем настоящей элегантности, красоты и той особой “бальности”, которая присуща творческому почерку Гавликовского!» (Беликова А., 2004. – С. 112). Краковяк – это синтез двух танцев. Гавликовский соединил элементы польского танца с вальсом. В конце 80-х – начале 90-х гг. XIX в. возрос интерес к народно-сценическим формам хореографии. В это время А.А. Царманом создал такой танец как падэспань, основанный на характерно-сценических элементах испанского танца. Все народные танцы просты в исполнении и рисунках, поэтому они живут среди народа долгое время и передаются из поколения в поколение. Ведь танец – это, прежде всего, выражение счастья и состояния души каждого отдельно взятого человека. Названные танцы тоже очень просты, некоторые составляют в своей композиции всего несколько тактов. Хотя эти танцы и были созданы в конце XIX в., но особую популярность и широкое распространение они приобрели в XX в. В начале XX в. в городской среде еще сохранялись элементы бала, на праздниках продолжали исполнять танцы французского происхождения. Но на селе крестьяне всегда веселились иначе, нежели горожане. Все, что весело и просто – приветствовалось, а что требовало времени для изучения – отбрасывалось, так как большую часть своего времени люди трудились. А так как танцы падеграс, падекатр, падэспань были доступны в исполнении, то их танцевали с удовольствием и в сельской местности. Эти танцы стали такими распространенными еще и потому, что они быстрые и зажигательные. В традиционной немецкой хореографии есть такие танцы, как hopsa-polka, вальс, «Augustin», «Isabella», «Степь». Но многие сибирские немцы на вопрос «Какие национальные немецкие танцы вы помните и танцевали?» отвечают: «Краковяк, падекатр, полька, вальсы – их несколько, “Augustin”, “Isabella”, “Степь”». Чтобы выявить влияние танцев XX в. на традиционную хореографию немцев Сибири, рассмотрим композиционное и лексическое построение тех и других танцев. Падеграс в переводе с французского означает «грациозное движение». По композиционному построению он занимает всего 8 тактов. Исполняется по кругу в паре, его движения спокойны, размеренны. Основан он на простых шагах по кругу и повороте внутри пары. Положения рук в паре: «окошки», опущенные руки вниз, слегка отведенные в стороны, а также положение, когда партнеры стоят плечо к плечу, а внутренние руки соединены и слегка выведены вперед, взгляд друг на друга. Падекатр также исполняется по кругу, но довольно в быстром темпе, композиционное построение занимает всего 4 такта. Основное положение рук «лодочка». Танцующие стоят в паре лицом друг к другу, партнерша лицом в круг, исполняется глиссад, вальсовый поворот под рукой одновременно, затем встают в пару, вращаются вальсовыми поворотами 3 такта. Затем композиция начинается сначала. Краковяк еще более быстрый танец, чем падекатр. Исполняется по кругу. Исходное положение: лицом друг к другу, боком по кругу. Исполняется сначала 4 падебаска, затем делается 3 шага вперед и все повторяется против хода круга. Далее исполняется 4 полных вальсовых поворота. К традиционной немецкой хореографии относятся hopsa-polka – танец, исполняемый на прыжках (его до сих пор танцуют так, как танцевали в XVIII в.), вальс «Augustin» – родоначальник всех более поздних вальсов. От первоначального варианта остались только вальсовые повороты, так как он носил импровизационный характер, что сохранилось и до сегодняшнего дня. Основным движением этого танца являлся, несомненно, вальсовый поворот. Интересен тот факт, что помимо основного движения исполнители включали в него различные элементы из других танцев, как русских, так и популярных в различное время. Сегодня этот танец считается, как и раньше, традиционным немецким танцем, но в его исполнении можно найти элементы различных танцев, не присущих традиционной немецкой хореографии. В 50-е – 60-е гг. XX в. каждую субботу, иногда и в воскресенье, собирались на танцы в сельском клубе. Здесь танцевали фокстрот, танго, падеграс, краковяк, падекатр. Национальные танцы танцевали на домашних праздниках. Но и к популярным танцам добавляли элементы традиционных немецких танцев. Например, совершенно другим выглядел краковяк в исполнении сибирских немцев. Падебаск был полностью убран из композиционного построения, остался только вальсовый поворот и 3 шага. Танец приобрел другое очертание: исполнялось 3 шага вперед, затем поворот дамы под рукой, далее партнер продолжал двигаться по кругу, а партнерша двигалась в обратную сторону 3 шага, остановившись напротив другого партнера, делала 2 притопа вместе с 2 хлопками в ладоши. После исполнялся вальсовый поворот, но со свойственными только немецкому танцу «подпрыгиваниями». Вся композиция повторялась сначала до тех пор, пока партнерша не вернется к своему партнеру. Положения рук были сохранены. В хореографии сибирских немцев есть и хороводные формы. В с. Ананьевка Кулундинского района Алтайского края танцевали парный хоровод. Он исполнялся под песни, например такие как «Grines Gras, grines Gras, Untere meine Fussen…» . Партнерша держала под руку партнера, их взгляды направлены друг на друга. Танцующие двигались по кругу четырьмя переменными шагами, затем партнерша разворачивалась против хода круга и, взявшись правыми руками, партнеры исполняли поворот также переменными шагами. Он продолжался до тех пор, пока хотя бы один исполнитель не уставал, уставший хлопал в ладоши, танец останавливался. В этом танце знакомились и общались. Его исполняли на различных молодежных посиделках. Этот тип хоровода появился в XX в. и только у сибирских немцев. Можно предположить, что этот танец – своеобразная интерпретация танца падеграс, хотя падеграс, который танцевали в клубе, исполнялся в том же варианте, как и везде. И в падеграсе, и в парном хороводе есть схожие положения рук, не свойственные хороводам, такие как окошечки и положения, когда партнерша держит партнера под локоть. Падекатр своим исполнением очень похож на танец «Степь». Оба эти танца исполняются по кругу в довольно быстром темпе, музыкальный размер 12/8. «Степь» исполнялся в вальсовом положении рук, партнерша стоит лицом по ходу танца, ноги партнеров в 6 позиции. На первый такт партнерша делала шаг правой ногой на ногу партнера, в это же время партнер делал шаг левой ногой назад, затем ноги возвращались в исходное положение, на второй такт движение повторялось в обратную сторону. На третий и четвертый такты исполнялся вальсовый поворот, все повторялось сначала, а затем восемь тактов вращались вальсовым поворотом по кругу. Падекатр танцевали только в клубе, а «Степь» только на домашних праздниках. Положения рук в этих танцах различны, но движения очень похожи, так как в падеграсе используется глиссад, а в «Степь» глиссирующий шаг вперед. Рассмотрев наиболее распространенные танцы XX в. и традиционные танцы сибирских немцев, мы нашли сходство не только в положении рук, но и в некоторых движениях ног. На наш взгляд, падекатр и падеграс повлияли на своеобразное исполнение танца «Степь» и парного хоровода. Сегодня эти танцы практически не исполняются, и только изредка можно увидеть на сцене у самодеятельных коллективов элементы танца «Степь». «Augustin» и сегодня можно увидеть в различных интерпретациях: его танцуют как на различных традиционных праздниках, так и на сцене, при этом в композиции этого танца можно наблюдать элементы танцев падеграс и падекатр, такие как глиссад, различные позы, взятые из танца падеграс. Краковяк многие сибирские немцы считают своим национальным танцем. С этим можно согласиться, так как от польского в этом танце не осталось ничего, кроме музыки и названия. Сибирские немцы исполняют его со всеми движениями, присущими только их традиционной хореографии. Остается неизменным только одно – век уходит, и уходят вместе с ним популярные танцы, но продолжает жить народная хореография, пусть даже немного изменившись и взяв элементы популярных танцев XX в.
Литература: Цареградская Т.В. На танцплощадке… три века назад. – М., 1991. Беликова А.Н. Рассказ о танцах, рожденных в России // Беликова А.Н. Давайте танцевать! Народные, бальные, сценические и спортивные танцы. Описание, рисунки, ноты. – М., 2004.
Опубликовано: Культурология традиционных сообществ: Материалы II Всерос. науч. конф. молодых ученых. – Омск, 2007. – С. 69–74. |