123
Карта сайта
Поиск по сайту

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии | Этнография Западной Сибири | Библиотека сайта | Контакты
Библиографические указатели | Монографии и сборники | Статьи | Учебно-методические материалы | Квалификационные работы | Об этнографии популярно




 А.А. Мусагажинова

Казахстан, Павлодар, педагогический институт

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА

В полевой сезон 2005 г. археолого-этнографическая экспедиция Павлодарского государственного педагогического института проводила исследования в селе Пятирыжск на севере Павлодарской области. В ходе работ получены интересные материалы о хозяйстве, обрядах и ритуалах жизненного цикла (Смагулов Т.Н., Мусагажинова А.А., 2006).

Пятирыжску (именовавшемуся в прошлом станицей Пяторыжской), дал жизнь небольшой форпост Пяторыжский, основанный в начале XVIII в. в урочище Пятой рыжко, на высоком обрывистом берегу реки Иртыш. Со временем форпост превратился в казачью станицу, где имелась небольшая часовня, а осенью бывала ярмарка. О том времени сегодня напоминает большой деревянный сруб, по рассказам – бывший казачий пакгауз, который стоит на окраине деревни. Основное население Пятирыжска, составляют иртышские казаки, или, как их еще называют, чебаки. Местные старожилы рассказывают, что их предки-казаки занимались в основном скотоводством, в долине Иртыша у них имелись земельные участки. Это нашло отражение в местной топонимике – грива Саворовских, Песегова стрелка, озеро Анциферово.

На сегодняшний день в основном держат лошадей, коров и в меньшей степени, овец. Раньше скот держали в пойме реки, а в летнее время пасли в колках.

По сообщениям письменных источников и рассказам жителей, казаки хорошо владели казахским языком. В селе широко было распространено такое явление как тамырство (тамыр – друг), казахи и русские оказывали друг другу постоянную взаимопомощь.

С давних времен пятирыжские казаки были искусными рыбаками. Рыболовство и сегодня играет значительную роль в хозяйстве. Информаторы рассказывают, что в прежние времена весной, в период, когда рыба шла на нерест, пятирыжцы семьями, а порой и целыми артелями выезжали на заготовку рыбы – весновку. С рыбной ловлей связаны различные поверия и приметы. К примеру, раньше на рыбалку всегда брали икону, для того чтоб улов был удачным, а тот, кто шел ловить рыбу впервые, должен был взять с собой кусочек хлеба и покрошить в реку, сделать подношение духам воды. Так видимо поступали некогда древние славяне еще до принятия христианства.

В селе сохранились элементы традиционного ремесла и ведения хозяйства. Этому немало способствовали тяжелые экономические условия 1990-х гг. Например, В. Комарницкий плетет из лозы замечательные корзины и короба, удобные для хранения продуктов, а также сбора грибов и ягод, которых очень много в окрестных лесах. В домах у хозяек можно встретить красивые расшитые узорами рушники, сохранились доставшиеся еще от дедушек и бабушек раритеты: керамические крынки, корчаги, монеты, иконы.

Получены некоторые материалы по погребальному обряду, который состоит из нескольких последовательных обрядовых комплексов.

Подготовка к похоронам. По сведениям информаторов, после наступления смерти все действия направлены на приготовление умершего к похоронам. Прежде всего, усопшего должны были обмыть. Обмывальщиками должны быть люди преклонного возраста. В доме, где лежит покойник, закрывают все зеркала, форточки, для того чтобы «не было видно отражение умершего». Омытое тело укладывают на скамью, затем, надев на него погребальную одежду, кладут в гроб.

Погребальная одежда женщин состоит из белой холщовой рубахи и темной юбки или белого сарафана. На голову повязывают белый платок. На ноги надевают тапочки. По сведениям информаторов, раньше женщинам на ноги одевали только чулки, но сегодня эту традицию не соблюдают. Мужчину одевают в белую рубаху и штаны. Во время нахождения тела усопшего в доме читают молитвы.

К изготовлению гроба приступают в день смерти. По сведениям респондентов, в селе Пятирыжск этим занимается специальный человек, Я.П. Кутышев. Гроб сколачивают из досок, мелкие деревянные стружки или берёзовые листья стелют на дно. Под голову кладут подушку. Так же в гроб помещают деньги и личные вещи, принадлежавшие умершему. Информаторы эти действия объясняют тем, что в потустороннем мире все понадобится, а деньги нужны, для того чтобы покойный «место для себя купил».

Похороны. Кладбище находится на окраине села. Здесь сохранились кованые кресты, чугунные надгробия с эпитафиями конца XIX – начала XX вв. Гроб с телом умершего везут на машине, а впереди несут крест и венки. На кладбище похоронную процессию ожидают мужчины, копавшие могилу. Родственники и близкие прощаются с усопшим. После церемонии прощания, гроб закрывают и на полотенцах медленно опускают в яму. В могилу бросают деньги, «чтобы было чем откупиться от греха», как объясняют информаторы. Затем присутствующие на похоронах бросают в могилу по горсти земли. Раньше после погребения могильный холм обкладывали дерном. Сейчас дерновая обкладка заменена каменными или металлическими надгробиями.

Поминки. После погребения в доме усопшего устраивают поминки. У местных жителей широко бытует поверье, что покойный невидимо присутствует на поминках. Поэтому на время поминального обеда оставляют за столом место для усопшего, кладут для него ложку и кусочек хлеба. Поминальный обед состоит из определенного набора блюд, подаваемых в строгом порядке (перемен). Первая перемена состоит из кутьи (панихиды) и блинов с топленым маслом. Вторая перемена – это белый молочный кисель, солонина, колбаса и сыр. На третью перемену подают лапшу, холодное мясо, жареные пирожки (обязательно маленьких размеров). Четвертая перемена – рыбный пирог. На пятую перемену падают сладкий кисель и рисовую кашу на молоке. Шестая перемена – чай и сладости. По окончании обеда все расходятся по домам.

Дальнейшее изучение погребального обряда и других сторон материальной и духовной культуры русского населения Павлодарского Прииртышья методами этнографического исследования позволит более комплексно изучать культурно-исторические процессы и будет способствовать созданию целостной и объективной картины развития этой культуры.

 

Литература:

Смагулов Т.Н., Мусагажинова А.А. Отчет о работе археолого-этнографической экспедиции Павлодарского государственного педагогического института. – Павлодар, 2006.

 

Опубликовано:  Культурология традиционных сообществ: Материалы II Всерос. науч. конф. молодых ученых. Омск, 2007. – С. 6163.


 

Copyrigt © Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омск, 2001–2024